Интернет. Социальные сети. Антивирусы. Мультимедиа

Установка кистей в фотошоп Есть ли универсальный метод открытия неизвестных файлов

Зарядное устройство из компьютерного бп

Защита от кз на полевом транзисторе

За что дают бесплатное золото World of Tanks

Публикации Разрешение изображения для печати

Epf Расширение файла. Чем открыть epf? Редактирование epf

PIN Master – надежный способ хранения паролей от кредиток

Обзор мобильных приложений для персонального финансового учета Финансовый менеджер для андроид

Спутниковый интернет «Триколор ТВ

Huawei Ascend W1 - Технические характеристики Мобильная сеть - это радио-система, которая позволяет множеству мобильных устройств обмениваться данными между собой

Nikon D80: новая D-SLR камера $1000 уровня

Какие танки самые лучшие в World of Tanks?

Игры майнкрафт Как хорошо играть в майнкрафт

Как создать электронный журнал на компьютере

Прохождение "Каждому свое" (квестов)

Что такое светосила. Какой светосильный объектив выбрать. О светосильных объективах Защита от пыли и влаги

Текст статьи обновлён: 3.09.2019

Десятки часов, проведенных на форумах для фотографов, консультаций на тему того, какую камеру лучше взять фотолюбителю, метание от зеркалок Canon к беззеркалкам Sony, от полного кадра Nikon к системе Micro 4/3 от Olympus или Panasonic. И вот, наконец, муки выбора закончились — вы купили свой первый фотоаппарат. Скорее всего, он приобретен с КИТовым объективом, у которого — универсальный диапазон фокусных расстояний и небольшая светосила. Вы – счастливый фотолюбитель, если на этом остановились и снимаете в удовольствие тем, что есть. Если же, со временем, качество фото с КИТа перестает удовлетворять, горе вам, несчастный. Давайте сегодня посмотрим, какую оптику можно взять на КРОПнутую матрицу в широкоугольном диапазоне и протестируем широкоугольный фикс Samyang 12mm f/2.0 NCS CS Fujifilm X на беззеркалке Fujifilm X-T2.

  1. Обсуждаем, какой объектив можно взять на любые КРОПнутые фотоаппараты вместо штатного.
  2. Правила съемки на широкоугольный объектив.
  3. Какой ширик можно взять на Sony A6000, A6300 и A6500.
  4. Конкуренты Samyang 12mm f/2.0 NCS CS. Несколько примеров фото на Laowa 9mm f/2.8 Zero-D с тушкой Fujifilm X-T2.
  5. Технические характеристики Самъянг 12/2.
  6. Заключение к обзору.

1. Какой объектив купить на замену КИТовому для КРОПнутых зеркалок Sony A6000, A6300 и A6500 или Fujifilm X

Давайте сначала разберемся, чем хорош или чем плох КИТовый штатник. Чаще всего, он имеет не очень выдающиеся оптические свойства (разрешающая способность, хроматические аберрации, дисторсия) и он темнее, чем нормальные объективы, то есть имеет светосилу f/3.5 на широком конце, f/5.6 на длинном конце.

Что дает светосила? Возможность фотографировать при плохом освещении с меньшим ИСО, а значит, получить изображение с низким уровнем цифровых шумов, большим динамическим диапазоном и большей глубиной цвета.

Простой пример: если при f/2.0 светосильного фикса нам для обеспечения заданного времени экспозиции пришлось выставить ИСО 800 (что еще терпимо для КРОПнутой матрицы), то на f/5.6 у КИТа понадобится для той же выдержки ИСО 3200 (что очень много).

Заменить штатник можно фиксами или более качественным зумом. У каждого подхода есть плюсы и минусы, но я для себя выбрал дорогу зумов. Когда у меня спрашивают, какой объектив купить вместо штатного, я советую начать с приобретения «святой троицы»: светосильных зумов со следующими эквивалентными фокусными расстояниями (то есть, при пересчете на полный кадр):

  • 14-24mm f/2.8;
  • 24-70mm f/2.8;
  • 70-200mm f2.8.

Цифры в этом списке касаются оптики для полнокадровых фотоаппаратов. Чтобы пересчитать их в значения, подходящие для вашей камеры, нужно поделить на кроп-фактор: для Sony E-mount, Nikon F и Fujifilm X – Кf=1,5, для Olympus и Panasonic системы Micro 4/3 – Кf=2, для Canon – Кf=1,6. Тогда у нас получается (после округления):

  1. Сони, Никон и Фуджи Х – зум с ФР 10-16 мм.
  2. Кэнон — зум 9-15 мм.
  3. Олимпус и Панасоник — 7-12 мм.

Напомню, что объективы с ЭФР 14-24 мм условно относятся к сверхширокоугольным, 24-35 мм – к широкоугольным, 35-70 мм – к оптике с нормальным углом зрения, 70-300 мм – длиннофокусные, 300-800 мм и более – сверхдлинофокусные.

Если вы планируете заниматься фотографией серьезно, то без этих трех типов линз не обойтись. Есть еще макрообъективы, тилт-шифты, но они имеют более специфичное применение.

Среди фотографов часто случаются споры, нужна или нет светосила ширику, ведь им часто снимают пейзажи – используется светосила f/8.0-f/11.0, поэтому зачем платить огромные деньги, например, за Fujinon XF 8-16mm f/2.8 (цена 2000 USD), если можно купить Fujinon XF 10-24mm f/4.0 (цена 850 USD).

Мое мнение: для пейзажей, действительно, достаточно полусветосильной версии f/4. Но ширик нужен и для многих других жанров (стрит-фото, свадьбы, крещение, корпоративны, дни рождения, астрофотографии и т.п.), где требуется размыть фон и получить больше света на матрицу.

Давайте посмотрим, насколько часто ширик используется профессиональными фотографами. Например, зайдем на сайт MyWed и в разделе «Лучшие фото за год» посчитаем, какие кадры сняты на этот тип оптики.

Видим, что из 25 фото на первой странице 18 снимков получены на ширик (отметил значком «галка»). Ого, получается, что свадебные фотографы фотографируют 72% времени на широкоугольные объективы!

Ну, может быть, они сумасшедшие? Давайте зайдем на сайт издательства «Коммерсантъ» и посмотрим, на что снимают профессиональные фотожурналисты.

Хм… Снова, из 24 заглавных снимков 14 сняты на широкоугольный объектив (58%). Если заглянуть внутрь статьи, то и там будет огромное количество кадров с этой оптики.

ОК! Свадебщики, профессиональные фотожурналисты… Всё это специфичные области. А на что фотографируют, отправляясь в путешествие по дальним странам? Набираю в поисковой строке фразу «travel photographer of the year award» (тревел-фотограф года, награда). Аж 23 снимка из 48 получены также на ширик (48%)!

Почему сверхширокугольный диапазон (ФР 14-24 мм) так популярен у профессиональных фотографов, снимающих в различных жанрах? Потому что широкоугольный объектив обладает рядом особенностей:

  1. Картинка буквально втягивает зрителя в кадр. Никакая другая линза не даст такого чувства присутствия, как ширик.
  2. С помощью этой оптики моно показать и объект, и его окружение, среду обитания, что очень важно для создания истории в кадре.

Космические цены на зум 14-24mm f/2.8 заставляют сто раз подумать любого фотографа. На свой полный кадр Nikon D610 я так и не купил Nikon 14-24mm f/2.8 – он не только дорогой, но и здоровый, тяжелый. Пока, я обхожусь съемкой на мой любимый сверхширокоугольный фикс Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC AE Nikon F. Учитывая, что я владею зумом Nikon 24-70mm f/2.8G, фокусное расстояние 24 мм у меня закрыто. Для полного счастья не хватает фикса на 20 мм, то есть Samyang 20mm f/1.8 ED AS UMC Nikon F.

Если вернуться к владельцам камер Fujifilm X, то для них идеальный, в моем представлении, стартовый набор качественной оптики может включать:

  1. Универсальный зум Fujinon XF 16-55mm F/2.8 R LM WR.
  2. Телезум Fujinon XF 50-140mm F2.8 R LM OIS WR.
  3. Два фикса – ширики под КРОП: Samyang 10mm f/2.8 ED AS NCS CS Fuji X и Samyang 12mm f/2.0 NCS CS Fujifilm X.

Я попросил Павла дать небольшой комментарий к сегодняшним примерам фотографий. Вот, что он мне сообщил:

  • Все снимки получены в формате RAF и обработаны затем в редакторе Capture One . В « Photoshop » — ресайз для сайта и, местами, небольшая ретушь.
  • В отличие от Samyang 14 mm f /2.8, славящегося тем, что риска «Бесконечность» не совпадает с реальным положением, в Samyang 12 mm f /2 такой проблемы нет: но, если перекрутить кольцо фокусировки чуть далее за риску, то резкость потеряется. Поэтому во время фокусировки всегда нужно смотреть на объектив.
  • Для своего Самъянг 14/2,8 мне пришлось скачать профиль объектива и установить его в базу Lightroom . Из-за того, что в камере такого профиля нет, в формате Jpeg на него не поснимаешь – волнообразная дисторсия (убирается в редакторе, если снимал в RAW ). В объективе Самъянг 12/2 Павел такой дисторсии не наблюдает (но он и не фотографировал еще в Jpeg ), в редактре Capture One никакого профиля не применяет.
  • Данный ширик продается без чипа, поэтому в EXIF нельзя посмотреть, на какую диафрагму снято фото.

Фотографии, присланные для статьи Павлом, сняты в отпуске во время возвращения его семьи из Владивостока. Серия называется «Путь домой». В ней есть также снимки, сфотографированные на Fujifilm X-T2 и штатный зум Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS (Паша взял его в дополнение к тяжелому Fujinon XF 16-55mm F/2.8 R LM WR, чтобы облегчить фоторюкзак), светосильный телевик Fujinon XF 50-140mm F/2.8 R LM OIS WR. Эти фотографии я тоже включил в обзор: во-первых, есть возможность сравнить картинку с Samyang 12 mm f /2 и с родных линз; во-вторых, не прерывается повествование фотоистории.

Поскольку в моделях Fujifilm X-Pro2, Fujifilm X-T2, X-T20 и Fujifilm X-E3 стоит одна и та же матрица X-Trans III, считайте, что сегодня будем тестировать объектив и с этими фотоаппаратами. Кроме того, различия в картинке с предыдущим поколением сенсоров X-Trans II исчезающе малы – считайте, что смотрите примеры на Fuji X-T1, Fuji X-Pro1, Fujifilm X-T1, Fujifilm X-T10 и Fujifilm X-E2s.

А еще, данная модель выпускается под байонеты Canon M, Micro 4/3, Sony E, Samsung NX – считайте, на Sony A6500 или Samsung NX 3300, картинка будет такая же (на микре Olympus OM-D E-M1 Mark II эквивалентное фокусное расстояние будет узким: 24 мм).

Компания «Samyang Optics» основана в Южной Корее в 1972 году, в городе Масан. Занималась производством объективов, систем видеонаблюдения и аксессуаров для фотографии. На рынке объективы продавались под целым ворохом торговых марок: Vivitar, Falcon, Gloxy, Rokinon, Walimex, Bower, Opteka, Bell и Howell, Polar и Pro-Optic. Качеством не блистали. В 2004 году произошло слияние с японской фирмой по производству видеокамер для наружного наблюдения Seikou, и дела постепенно стали налаживаться.

Я познакомился с продукцией компании в 2013 году, купив для своей зеркалки Nikon D5100 ширик Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC AE, и сразу же влюбился в него. Конкурентоспособная цена и отличное качество картинки! Недостаток – ручная фокусировка.

За прошедшие 5 лет фирма много сделала для развития бренда, для улучшения качества продуктов. Сегодня в портфолио Samyang (на рынке США эти объективы именуются Rokinon) 6 групп продукции:

  1. Автофокусные линзы под байонет Sony FE. Также августе 2018 анонсирован Samyang AF 14mm f/2.8 для Nikon F – тоже с автоматической фокусировкой. В маркировке этой группы стоит аббревиатура AF.
  2. Премиальные светосильные фиксы, способные разрешать матрицу 50 Мп и 8K видео. Выпускаются под байонеты Canon EF (одна модель – для Nikon F). В обозначении – XP.
  3. Больше двух десятков моделей обычных мануальных фиксов под байонеты Canon, Nikon, Pentax, Sony A и FE, Canon M, Fujifilm X, Samsung NX и Micro 4/3.
  4. Кинообъективы. В обозначении – VDSLR. Для разных фотоаппаратов и кинокамер Nikon, Canon, Pentax, Sony Alpha.
  5. Профессиональные кинообъективы под байонет PL, Canon EF, Nikon F, Sony E и Micro 4/3. Продаются под торговой маркой “XEEN”.
  6. Станции для настройки автофокуса объективов Samyang с байонетом Canon EF и Sony E.

Модель Samyang 12mm f/2.0 NCS CS специфичная, так как выпускается только для использования на КРОПнутых беззеркалок Fujifilm X, Sony Alpha и Sony NEX, Olympus OM-D. Конструкция отличается малым рабочим отрезком – именно этим определяется возможность ставить объективы именно на беззеркальную систему.

Также нужно отметить, что Самъянг 12/2 – самый светосильный широкоугольный объектив под матрицу APS-C. Со светосилой f/2.0 и широким углом обзора (почти 99°) она идеально подходит для съемки звезд. Напомню, что в астросъемке фотографы руководствуются «правилом 600», которое гласит, что максимальная выдержка, при которой можно снять звезды резкими (чтобы они были точками и не черточками из-за вращения земли при фотографировании на длинной выдержке), рассчитывается по формуле:

В max =600/ФР, где ФР – фокусное расстояние объектива.

Так, для данной модели: В sam =600/12=50 секунд.

Если мы возьмем фирменный зум Fujinon XF 10-24mm F4 R OIS, на широком конце он позволит еще удлинить выдержку. В fuji =600/10=60 секунд. Но для f/4 при съемке ночью потребуется гораздо сильнее поднимать ИСО: где с Самъянг 12/2 достаточно ИСО 1600, там с Фуджи 10-24/4 нужны ИСО 3200. Есть разница?

Современные беззеркалки типа Olympus ON-D E-M1 Mark 2 или Fujifilm X-T3 напрямую конкурируют с зеркалками. Появление компактного и легкого ширика под КРОП усиливает их конкурентное преимущество перед зеркальными моделями Nikon и Canon.

По конструкции КРОПнутый Samyang 12mm f/2.0 очень похож на мой полнокадровый Samyang 14mm f/2.8. Кольцо смены диафрагмы «кликает» через каждый полстопа в диапазоне от f/2.0 до f/22.0. Оно разделено пластиковой вставкой от второго кольца, отвечающего за ручную настройку фокуса (широкое, вращается плавно). Требуется ¼ поворота для фокусировки от минимальной дистанции до бесконечности, что не очень удобно. Передняя линза не вращается. В отличие от моего ширика Самъянг 14/2.8, на Самъянг 12/2 можно прикрутить полярик или нейтральный ND-фильтр диаметром D=67 мм. На мой взгляд, это огромное преимущество данного объектива.

Размер Samyang 12mm f/2.0 NCS CS очень близок к родному фиксу Fujinon XF 14mm f/2.8R и немного меньше, чем Zeiss Touit 2.8/12, а светосилы на целых 100 больше.

Фокусировка . К сожалению, на корпусе линзы не нанесена маркировка ГРИП, что не очень удобно для светосильного фикса. Поэтому настраиваться на гиперфокальное расстояние немного сложнее, чем могло быть. Но тут на помощь приходят функции «Focus Peaking» (подсветка цветом резких контуров объектов) и «Увеличительная лупа» – фишки беззеркалок Sony, Fujifilm и Olympus.

По отзывам владельцев на форумах, объективы Самъянг 12/2 могут иметь такую же болячку, как и мой Самъянг 14/2.8: несовпадение рисок бесконечности с реальным ее положением. Лечится откручиванием винтиков или наклейкой полоски скотча с правильной маркировкой.

Вот видео на испанском языке, где рассказывается, как побороть этот недостаток с бесконечностью (включите на Youtube субтитры на русском языке).

Я не буду сейчас описывать характеристики дисторсии, виньетирования, аберрации устойчивости к засветкам и приводить графики MTF. С ними можно ознакомиться в любом обзоре. Примеры от Павла Черталёва с его камеры Fujifilm X-T2 говорят сами за себя: качество изображения за эту цену у корейского фикса – на 5 баллов!

2. Как правильно фотографировать широкоугольным объективом Samyang 12mm f/2.0 NCS CS

Фотографы могут снять потрясающие фотографии на ширик, а могут получить слабые, в композиционном плане, снимки. Дело в том, что данный тип оптики очень сильно растягивает перспективу: объекты на переднем плане кажутся в разы крупнее, чем на заднем. Чтобы снять на ширик хорошую фотографию, нужно соблюдать ряд правил:

  1. Широкоугольный объектив нужен, как правило, не для того, чтобы больше уместить в кадр, а, чтобы подойти ближе к объекту съемки.
  2. На снимке должен присутствовать четко выраженный СВКЦ (сюжетно важный композиционный центр).
  3. Чрезвычайно широкий угол обзора позволяет вместить в кадр слишком много объектов. Нужно следить, чтобы не возникла мешанина.
  4. Ставить людей следует ближе к центру кадра, чтобы уменьшить искажения.

3. Альтернативные широкоугольные объективы для беззеркальных фотоаппаратов Fujifilm X и кропнутых Sony Alpha 6000-й серии

Для КРОПа компания «Sony» светосильный зум не выпускает, поэтому владельцам остается лишь брать средний по светосиле Sony 10-18mm f/4 (SEL-1018) или полнокадровый Sony FE 12-24mm f/4 G (SEL1224G), зум со средним диапазоном фокусных расстояний Sony Carl Zeiss Vario-Tessar T* E 16-70mm f/4 ZA OSS (SEL-1670Z) и телевик для полного кадра Sony FE 70-200mm f/2.8 GM OSS (SEL-70200GM).

За те цены, что за эту оптику просят, проще купить зеркальную камеру или машину. В статье на рисунке №9 приведен пример расчета стоимости «святой троицы» для камер Nikon, Canon и Sony – последняя просит почти в 2 раза больше. При этом, с российских фотографов компания «Сони» дерет на четыре шкуры больше: цены на 35-40% выше, чем, например, в США.

Поэтому-то, владельцы данных беззеркалок тоже обращают свои взоры на продукцию «Самъянг». Вот ветка владельцев Samyang 12mm f/2.0 NCS CS Sony E на форуме Sony-club.

Предлагаю еще посмотреть пример видеосъемки на рассматриваемый нами ширик и беззеркалку Sony NEX 5R. Рекомендую смотреть со звуком — музыкальное сопровождение отлично подобрано.

4. Конкуренты ширика Samyang 12mm f/2.0

Под байонеты Canon EF, Sony A и Nikon F выпускается классный японский широкоугольный зум Tokina AT-X 11-16mm f/2.8 (AT-X 116) Pro DX II. Цена в США – 400 USD, в России – 660USD… Наверное, это — повод научиться покупать товары на Ebay и Amazon. Думаю, версию с байонетом Sony A-mount можно присоединить к тушке Sony A6500 через переходник Sony LA-EA4.

Дополнение от 11 ноября 2018. Обнаружил, что сейчас компания «Токина» выпускает еще более дорогой, но и более светосильный широкоугольный зум Tokina AT-X 14-20mm f/2 PRO DX. Наверное, наряду с Sigma AF 18-35mm f/1.8 DC HSM Art, несмотря на цены, они у меня стали бы основными претендентами для съемки на КРОПе из-за возможности снимать репортажи на очень низких ИСО.

Еще вариант – китайские объективы «Laowa». Совсем недавно я опубликовал обзор потрясающего широкоугольного макрообъектива Laowa 15mm f/4 1:1 Macro с примерами фото на полный кадр Nikon D800 и КРОПнутую любительскую зеркалку Nikon D5600. Там же есть фото с Laowa 12mm f/2.8 Zero-D. Стоит он гораздо дороже рассматриваемого Samyang 12mm f/2.0 NCS CS (950 USD vs 350 USD), но подходит и для фуллфрейма и для КРОПа. Выпускается с байонетом Canon EF, Nikon F, Sony A, Pentax K и Sony FE.

Павел Черталев, владелец Fujifilm X-T2, чьи снимки мы сейчас смотрим, на днях купил себе сверхшикоугольный фикс Laowa 9mm f/2.8 Zero-D (цена 500 USD). Эта линза выпускается только под матрицы APS-C (неполнокадровые) с байонетом Fuji X, Sony E и Canon EF-N.

Почему фиксы Laowa стоят дороже Samyang? Видимо, из-за аббревиатуры в обозначении «Zero-D» — «Нулевая дисторсия». Такой оптикой хорошо снимать архитектуру и интерьеры.

Отзыв Павла Черталева о своей модели Laowa 9mm f/2.8 Zero-D:

  • После f /2.0 у Samyang 12 mm f /2 расстраивает меньшая светосила f /2.8 – разница в 1 стоп экспозиции. То есть в условиях плохого освещения приходится поднимать ISO в 2 раза выше.
  • Из-за малой светосилы приходится удлинять выдержку. Исходя из формулы В=1/ФР, выставляю 1/10 секунды. При этом получаю много бракованных кадров из-за шевеленки. Штатив требуется чаще, чем при съемке на Samyang.
  • Сильно тянутся углы: если поместить человека на край кадра, будут заметны искажения.
  • Сильная виньетка, которая не исчезает даже на f /8, а на f /2.8 она практически чёрная.
  • Плохо держится бленда (пришлось снять) – проворачивается, получаются черные пятна на снимках.

В комментариях к обзору широкоугольного макрика Laowa 15mm f/2.8 есть А вот несколько примеров фотографий на тушке Fuji X-T2.

Серьезным конкурентом для Samyang 12mm f/2.0 или Laowa 9mm f/2.8 Zero-D, в моих глазах, является Zeiss Touit 2.8/12. Да, стоит он неласково (1000 USD), но поддерживает автофокус и на Sony A6000, Sony A6300, Sony A6500, и на беззеркалках Fujifilm X.

В этом месте еще раз отмечу, что АФ мне нужен для репортажей. Для других жанров нет проблем фокусироваться вручную.

Из линейки объективов Samyang Optics, не забуду упомянуть названный ранее Samyang 10mm f/2.8 ED AS NCS CS. Он подходит не только для КРОПнутых Fujifilm X и Sony E, но и для Canon, Nikon, Pentax, Canon N, Samsung NX и Macro 4/3. Правда, размеры у данной модели почему-то неигрушечные: 132.4 x 87.0 мм при весе 625 грамм против 67 x 59 мм при весе 245 грамм у Samyang 12mm f/2.0.

5. Характеристики объективов Samyang 12mm f/2.0 NCS CS

Жаль, что возможности размещения фотографий в блоге ограничены. Мне бы очень хотелось показать и другие снимки Павла – в этом отпуске он наснимал много интересных кадров на разные объективы.

Компания Nikon выпускает светосильный объектив 1 NIKKOR 32 mm f/1,2, предоставляя возможность владельцам фотокамер Nikon 1 заниматься портретной съемкой. Этот впечатляющий компактный объектив формата CX с фокусным расстоянием, идеально подходящим для портретной съемки, обеспечивает безупречное качество изображения. Светосильные объективы появляются не так часто, так что выпускаемый флагманский объектив 1 NIKKOR возглавит растущую линейку.

Где бы вы ни снимали — на вечеринке в помещении или на улице при естественном освещении — этот объектив позволит вам делать портреты, на которые хочется смотреть снова и снова. Будь то повседневные снимки или постановочные фотографии, объекты вашей съемки всегда будут резкими, а объектив поможет добиться мягкого боке и получить четкие изображения и видеоролики даже в условиях слабого освещения.

Жорди Бринкман (Jordi Brinkman), менеджер Nikon Europe по маркетингу компактных фотокамер со сменным объективом Nikon 1, отметил: «Этот объектив идеально подходит владельцам камер Nikon 1, которые хотят воспользоваться такими креативными преимуществами по-настоящему светосильного объектива, как небольшая глубина резкости.

А для серьезных фотографов-портретистов он станет отличным портативным решением». Затем он продолжил: «Nikon занимается разработкой объективов, позволяющих использовать по максимуму систему Nikon 1, и мы не сомневаемся, что этот новый флагман в нашей линейке объективов ждет большое будущее».

Там, где творятся чудеса

Новый объектив 1 NIKKOR, предлагающий скорость и диапазон без ущерба для портативности, идеально подходит для съемки портретов. Фокусное расстояние 32 мм эквивалентно приблизительно 85 мм для 35-миллиметровых пленочных фотокамер; это классическое расстояние для съемки портретов, позволяющее захватывать голову и плечи с невероятной детализацией.

Светосильный объектив f/1,2 обеспечивает исключительно мягкое боке, которое поможет сделать изящный акцент на объекте съемки, а также дает неоспоримые преимущества при съемке в условиях недостаточной освещенности. Этот объектив идеально подходит для самых разных видов съемки — от повседневных портретов до постановочных фотографий — и позволит вам запечатлеть лучшую сторону ваших героев в любой ситуации.

Оптическое превосходство

Этот объектив обеспечивает потрясающее качество изображения за счет девяти оптических элементов, объединенных в семь групп. Скругленное отверстие диафрагмы с семью лепестками позволяет создать прекрасное скругленное боке.

К тому же это первый объектив 1 NIKKOR с нанокристаллическим покрытием Nano Crystal Coat от Nikon, которое в значительной мере снижает двоение изображения и блики, даже когда объект освещен сзади.

Специальный бесшумный ультразвуковой мотор (SWM) обеспечивает мягкую и точную автофокусировку и позволяет записывать видеоролики совершенно без шума. Для фотографов, любящих снимать в ручном режиме, это первый объектив из серии 1 NIKKOR, обладающий кольцом фокусировки, которое даст возможность наводить на резкость, пока вы смотрите в видоискатель или на монитор.

Портреты где угодно

Изумительно компактный для объектива с такой большой диафрагмой, этот объектив с высококачественным металлическим покрытием — отличное пополнение в системе Nikon 1. Доступный в блестящем серебристом и полуматовом черном исполнениях, он идеально подходит к компактным размерам корпуса фотокамер Nikon 1, благодаря чему вы можете снимать высококачественные портреты где угодно.

К объективу прилагается передняя крышка объектива и байонетная бленда HB-N107, помогающая уменьшить постороннюю засветку и блики на изображениях, улучшая контрастность и насыщенность цвета. Среди дополнительных аксессуаров предлагается мягкий чехол для объектива CL-N101.

Объективы 1 NIKKOR

Объективы 1 NIKKOR запечатлевают жизнь с исключительной резкостью. С учетом портативности, мощности и быстродействия фотокамер Nikon 1 компактность объективов 1 NIKKOR стала одним из важнейших отличительных факторов системы Nikon 1.

Они созданы с прицелом на поклонников активного образа жизни, и на сегодняшний день в эту линейку входят девять объективов для съемки в самых различных условиях, причем каждый объектив оптимизирован для съемки видеороликов.

Фотографам, желающим использовать на своих фотокамерах Nikon 1 объективы NIKKOR с байонетами F, поможет специализированный переходник байонета FT1.

Многие фотолюбители стремятся приобрести себе в комплект фотоаппаратуры светосильный объектив. С его верной помощью можно делать прекрасные портреты, красиво размывая задний план и рисуя боке, или снимать в сложных условиях слабой освещённости с рук, не таская с собой громоздкий штатив. Рынок сейчас предлагает довольно много самых разнообразных моделей светосильных стёкол. Их выбор зависит только от возможностей вашего кошелька и вашего же желания.

Но порой встречаются сверхсветосильные экземпляры. И пусть они не всегда заточены под фотосъемку, но значение их светосилы заставляет восхищаться этими монстрами. Наш ТОП включает в себя 10 моделей объективов, значение светосилы которых меньше, чем f/0.8.

1. ГОИ ЧВ 20mm f/0.5

Зеркально-линзовый объектив был произведён в СССР в 1948 г. Государственным Оптическим Институтом. Значение f/0.5, по сути, является теоретическим пределом светосилы объектива. И именно наши оптики в тяжёлые послевоенные годы создали сверхсветосильную оптическую систему. После этого в СССР приезжали различные делегации с целью перенять опыт, но повторить подобную конструкцию так никто с тех пор и не решился.

2. Signal Corps Engineering 33mm f/0.6

Этот объектив, выпущенный в послевоенное время для войск связи США перевезёнными в Америку немецкими учёными, предположительно предназначался для ночного видения или рентгеновского использования. Наклейка на объективе гласит “World’s Fastest Lens “, что значит “Самый быстрый объектив в мире”. Кто знает, может, на то время он таковым и являлся.

3. ГОИ Искра-3 72mm f/0.65

Последователь номера 1 в нашем списке тоже был выпущен светлыми умами СССР. По своей конструкции он является зеркальным, а использовали его в сфере рентгенографии.

4. Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7

Почему-то данный объектив во всём мире считается наиболее светосильным. Хотя, как мы с вами видим, он находится лишь на 4 месте в нашем ТОПе. Разработанный в 1960 г. специально для миссии NASA с целью сделать фото тёмной стороны Луны, Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7 был произведён лишь в 10 экземплярах. Но только 6 из них были переданы NASA. Ещё один экземпляр остался в Carl Zeiss, а 3 оставшихся были проданы известному режиссёру Стэнли Кубрику. Он использовал их для съемки сцены при свечах в фильме “Барри Линдон” (1975 г.). Почувствовать себя Кубриком можете и вы – компания P+S Technik сдаёт объектив в связке с камерой PS-Cam X35 HD в аренду, чем может воспользоваться любой желающий.

5. Fujinon 50mm f/0.7

Стекло от японского бренда Fujifilm не шибко балует информацией о себе. Так что будем рады, если кто купит его на свой Nikon или Canon и поделится впечатлениями. Благо, на различных аукционах оно продаётся по вполне демократичным ценам – в пределах $500-$600.

6. Irtal-3 100mm f/0.7

Самый дальнобойный представитель из нашего списка. 100 мм при светосиле f/0,7 достойны уважения. Но воспользоваться объективом в классическом понимании этого слова вы не сможете, так как его оптическая составляющая выполнена из чистого германия, который не пропускает видимые лучи. Это объектив для инфракрасных излучений, и его можно использовать как тепловизор.

7. Carl Zeiss Jena R-Biotar 100mm f/0.73

Данный экземпляр ранее применялся на старых рентген-установках. Тех, которые имели флюоресцентный экран. Т.е. они не печатали снимки, а позволяли посмотреть сквозь человека лишь в режиме реального времени. С целью снижения дозы облучения и быстрейшего получения изображения желательно было сделать светосилу повыше, для чего и пригодился данный герой. Подробнее об объективе можно почитать по ссылке .

8. Leica Leitz 65mm f/0.75

Как и предыдущая модель, скорее всего, эта Leica использовалась в области рентгенографии. Но некоторые люди всё же видели цветные фотографии, сделанные при помощи объектива. В основном это были снимки цветов крупным планом. Естественно, что глубина резкости изображений была очень маленькой, но в зоне фокуса картинка выглядела очень даже ничего.

9. Rodenstock TV-Heligon 50mm f/0.75

Изначально линза немецкого производства тоже предназначалась для рентгеновского использования. Но многие умельцы приспособили её для использования с фотокамерами, чем воспользовалась и сама компания-производитель. Теперь на различных интернет-аукционах данное среднеформатное стекло можно приобрести для самых разнообразных байонетов – и Nikon, и Canon, и даже Micro 4/3.

10. Canon TV-16 25mm f/0.78

Последний экземпляр в нашем списке обладает мягким фокусом, умеет рисовать красивое боке и замечательно передаёт цвета. Но у него ярко выражено виньетирование. Хотя если использовать стекло по назначению, т.е. как портретник, это во многих случаях пойдёт только на руку.

Вместо резюме

В наши дни объективы с такими значениями светосилы мало кому нужны. Ведь они имеют главный существенный недостаток – очень маленькие зоны резкости. Но прогресс неумолимо шагает вперёд, и кто знает, к чему он приведёт через пару лет?.. Может, подобные модели таки попадут в массовое производство.

Текст статьи обновлён: 13.02.2019

В уроке фотографии для начинающих фотографов по выбору настроек фотоаппарата мы видели таблицу, демонстрирующую зависимость выдержки, ИСО и диафрагмы друг от друга. В комментарии к ней, я пояснял, что светосильная оптика (то есть та, которая позволяет открыть апертуру как можно шире) делает возможным снизить светочувствительность при съемке или существенно уменьшить время экспозиции. Однако снова и снова в обсуждениях различных нюансов фотографии на сайте возникает вопрос о целесообразности применения дорогих светосильных зум-объективов новичками. Давайте попробуем сегодня более глубоко копнуть эту тему и, наконец, разобраться в ней.


Тем гостям блога, кто урока по настройкам фотоаппарата не читал, советую ознакомиться сначала с ним. Кратко напомню суть: правильность экспозиции снимка зависит от установок светочувствительности (ISO), времени экспозиции (выдержки) и диаметра отверстия в объективе (диафрагмы). Одно и то же значение экспозиции можно получать, меняя по раздельности один из этих трех параметров. Диапазон выдержек и значения ИСО — это техническая характеристика конкретного фотоаппарата, величины относительного отверстия — параметр, определяемый конструкцией объектива.

Диафрагма влияет не только на величину экспозиции, но и на степень размытия фона на фотографии — чем шире она открыта, чем ближе объект съемки и дальше от него фон (а также, чем больше фокусное расстояние), тем сильнее размывается задний план. Поэтому, первое преимущество светосильного объектива — возможность сильно размыть те объекты, что находятся позади нашего СВКЦ (сюжетно-важный композиционный центр).

Светосила нужна для боке

Светосильная оптика (особенно зумы) стоит дорого. Среди некоторых фотографов распространено мнение, что смысла платить за нее нет, а размыть фон можно, просто используя более длинное фокусное расстояние. До определенной степени - это так. Если вы откроете симулятор боке (термин означает «размытость», «нечеткость»), ссылка на который размещена в уроке с рассказом о съемке котят (см. выше) и поиграете с настройками, то обнаружите, что одинаковую ГРИП (глубину резко изображаемого пространства) можно получить на безумно дорогом портретном фиксе Canon EF 85mm f/1.2L II USM и на дешевом телеобъективе Canon EF 70-300mm f/4.0-5.6 IS USM. Например, при расстоянии до субъекта 5 м и диафрагме f/1,2 фиксом Кэнон 85мм f/1.2 можно получить ГРИП, равную 15 см. Если же накрутить на камеру указанный выше телевик Кенон 70-300, отойти на дистанцию 15 м, то при максимально открытом отверстии f/5.6, получим ту же ГРИП в 15 см. Правда, портрет получится крупнолицевой, а не поясной…

Съемка на открытой диафрагме может вызвать затруднение, в связи со слишком малой глубиной резко изображаемого пространства при фотографировании на малой дистанции. Я столкнулся с этим, например, снимая котят (см. урок по размытию фона по ссылке выше): они маленькие, приходится близко подходить, света в помещении недостаточно, открытие относительного отверстия приводит к снижению ГРИП — резкая только голова. Поэтому, я готов отчасти согласиться или, хотя бы, не спорить с теми фотолюбителями, кто утверждает, что в дорогой светосильной оптике резона нет.

Светосила нужна, чтобы снимать на низких ИСО с короткой выдержкой

На кропнутой зеркалке Nikon D5100 основным моим штатным объективом был светосильный зум Nikon 17-55mm f/2.8G. При переходе на полный кадр Nikon D610 я купил к нему полнокадровый репортажный объектив Nikon 24-70mm f/2.8G ED AF-S Nikkor. В комментариях некоторые фотографы отмечали, что лучше было бы взять более дешевый, но темный зум Nikon 24-120mm f/4G ED VR AF-S Nikkor, ведь разница в светосиле у них всего один стоп. В ответ я говорил, что даже это часто дает мне заметное преимущество. Давайте посмотрим, почему это так.

Задача фотографа — снимать при наименьшем значении ИСО, чтобы не возникло цифровых шумов, портящих изображение.

Два кадра выше я фотографировал, установив камеру на . Объект съемки неподвижный, поэтому не было нужды в короткой выдержке. Все меняется, если у нас нет возможности поставить фотоаппарат на трипод: мы должны пользоваться формулой: В=1/ФР для камер, у которых матрица с небольшим количеством пикселей типа Nikon D7000 или В=1/(2*ФР) для многопиксельных сенсоров типа Nikon D7200.

Еще более ситуация усугубляется, если мы фотографируем подвижные объекты при плохом освещении: нам нужно еще короче время экспозиции, а значит — поднимать ИСО еще выше.

Например, весной 2016 года, мы с женой отправились на отдых в Турцию. , где я фотографировал мраморную колонну с головой Медузы Горгоны.

Фотографируя сюжет на свой светосильный ширик Samyang 14mm f/2.8, я поджал диафрагму до f/5.6, так как боялся, что не попаду в ГРИП. Теперь вижу, что это было ошибкой: на коротких фокусных расстояниях глубина резко изображаемого пространства достаточно велика, и лицо Медузы получилось бы резким — можно было открыть диафрагму до f/2.8. Это дало бы мне возможность снизить ISO или укоротить выдержку до 1/250 секунды, то есть туристы вышли бы четкими, не смазанными (примечание: хотя, я считаю, что размытые дяди здесь не портят, а наоборот, улучшают картинку).

Как видим, для полного кадра Никон Д610 светочувствительность ИСО 25’600 — совершенно не рабочая. Можно попробовать перевести изображение в черно-белый вариант.

Другой путь — использовать подавление шумов (шумодав), но тогда мы теряем детали: картинка становится пластилиновой.

Чтобы лучше понять, как открытая диафрагма помогает снизить светочувствительность и ускорить выдержку, предлагаю еще раз составить таблицу, в которой отображаются соотношения между этими параметрами. Беру фотоаппарат, ставлю на штатив и меняю настройки, записывая значения.

Примечание. В настройках ISO обычно отображаются числа натурального диапазона, расширенные – прячутся за аббревиатурами: L1.0 – 50, L0.7 – 64, L0.3 – 80 для параметров ниже ИСО100, и для чисел выше 6400 единиц — H0.3 – 8’063, H0.7 – 10’159, H1.0 – 12’800, H2.0 – 25’600 единиц.

Цифры в этой таблице запоминать не нужно: они меняются в каждый момент времени в зависимости от освещения сцены, которую мы снимаем. Но проанализировать их можно. Предлагаю сделать это на примере снимка, который я получил,

Если бы вместо светосильного Nikon 35mm f/1.4G я бы использовал свой репортажный зум Nikon 24-70mm f/2.8, то на открытой f/2.8 диафрагма отличалась бы на 6 ступеней (f/1.4, f/1.6, f/1.8, f/2.0, f/2.2, f/2.5 и, наконец, f/2.8). Из таблицы следует, что для получения того же времени в экспозиции в 1/100 секунды ISO пришлось бы поднять с 320 единиц до 1250. На кропнутых камерах такое значение — порог для получения качественных снимков. Полный кадр справляется с высоким ИСО лучше: до 2900 единиц для камер Nikon и 2300 — для фотоаппаратов Canon EOS. Поэтому зум Nikon 24-70mm f/2,8 картинку бы не испортил.

Теперь, предположим, что я решил сэкономить, и вместо своего дорогого светосильного объектива, взял более темную версию Никон 24-120 f/4.0. На открытой f/4.0 разница с диафрагмой f/1.4 составляет 9 ступеней — ISO нужно поднимать с 320 до 2500 единиц — на грани! Третий вариант: возьмем самый дешёвый китовый объектив для полного кадра Nikon AF-S Nikkor 24-85 mm F 3.5-4.5G ED VR SWM IF Aspherical. Он заставляет выставить уже нерабочее ИСО 3200.

И последний вариант — скажем, очень темный сверхдлиннофокусный телеобъектив Sigma 150-600mm f/5-6.3 DG OS HSM Sports Lens. Разница с фиксом Nikon 35mm f/1.4G составляет 13 ступеней, то есть для съемки именно этого сюжета при f/6.3 понадобится ISO 6400 единиц!

Такие вот метаморфозы. Согласитесь, разница ошеломляющая? Но, наверное, кто-то из фотографов скажет: «Так на открытой — ГРИП слишком мала. На практике ты не сможешь открыть диафрагму до максимума». И тут я хочу показать фоторепортаж, который я снял во время командировки в Германию 10 декабря 2016 года. Вечером мы пошли на Новогоднюю ярмарку во Франкфурте — света не было совсем, потом побывали в автомобильном музее Дюссельдорфа «Classic Remise Düsseldorf» и в знаменитом Соборе в Кёльне, где освещение было тоже не ахти какое. С собой у меня была полнокадровая тушка Nikon D610 и только светосильный зум Nikon 24-70mm f/2,8G. Вот что из всего этого вышло.

Съемка репортажа светосильным зумом

Итак, мы пришли на ярмарку, когда на улице уже стояла темень. Снимаем карусели — чтобы вышло резко, нужна короткая выдержка.

Здесь, конечно, тетя на переднем плане не попала в ГРИП и испортила кадр. Но, когда мы снимаем сюжет, где СВКЦ находится на переднем плане (а таких большинство), этой проблемы не возникает.

Фотография 10. Светосильная оптика — не проблема фотографу в кадрах, где главный объект находится спереди. 1/1000, +0.67, 2.8, 3200, 56.

Для съемки подвижных объектов нам нужно устанавливать очень короткую выдержку. Светосильные объективы позволяют при относительно невысоком ИСО получить очень короткое время экспозиции. Не зря по-английски такие стекла называют “fast lens”.

Конечно, снимая разноплановые сюжеты, всегда нужно помнить о ГРИП и анализировать, войдут ли все важные объекты в зону резкости. То ли дело плоские сюжеты.

Фотография 13. Съемка на открытой диафрагме светосильного объектива — всегда балансировка на грани ГРИП. 1/500, +0.33, 2.8, 3200, 45.

Следующее фото снято на f/2.8 при ISO 6400. Согласно данным таблицы № 6, при съемке на темный тревел-зум Nikon 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR AF-S Nikkor, на коротком конце при f/3.5 будет H0,7 (ISO 10’159). На длинном, при f/5.6 — мы бы выставили H2.0 (ИСО 25’600), и этого было бы недостаточно, снимок получился бы темным, то есть недодержанным.

Еще пара репортажных снимков, демонстрирующих тот факт, что диафрагма f/2.8 — не проблема, если только наш СВКЦ находится на переднем плане.

Тем не менее, преимущество светлого зума Nikon 24-70mm f/2.8 имеет решающее значение, если у фотографа есть возможность снимать издалека. По мере приближения к объекту съемки, ГРИП резко уменьшается и, несмотря на темноту, приходится зажимать диафрагму.

Чтобы камера вошла в резку зону, мне пришлось уменьшить фокусное расстояние моего объектива. Но сюжет получился совсем другим.

Ладно, примеры выше, в основном, писались для предельно тяжелых условий освещения. Посмотрим сюжеты, снятые днем внутри помещения.

Последнее время я активно использую функцию «Автоматическое управление ISO» на своей камере Nikon D610. В большинстве случаев она работает отлично, но здесь дала сбой: считаю, что для съемки с рук было достаточно выдержки 1/40 секунды, а значит ISO снизилось бы до 400 единиц.

Когда заходит разговор о выборе объективов на кроп или полный кадр, часто сталкиваются два подхода: 1) один универсальный зум (качественный, но дорогой) или 2) набор более дешевых фиксов. Меня можно отнести к поклонникам зумов — на этой экскурсии получено очередное подтверждение такой позиции: следующее фото с широким планом, показывающее зрителю место действия я бы не снял, если бы не было у меня зума Никон 24-70mm f/2,8. Фиксы взять с собой в поездку возможности не было.

Следующие несколько кадров, наверное, нельзя считать хорошей иллюстрацией к данной статье, поскольку из-за сбоев функций Auto-ISO, получилась слишком короткая выдержка с неоправданно высокой светочувствительностью. Хоть убедился, что для некоторых сюжетов ИСО 6400 не является критичным.

Фото 25. Поход в автомобильный музей со светосильной оптикой. Если бы я не доверился автоматике — мог спокойно понизить ИСО. 1/400, 5.6, 6400, 29.

Фото 27. Большие размеры объекта съемки не позволяют воспользоваться преимуществом светосильной оптики — диафрагма поджата из-за малой ГРИП. 1/640, -1.0, 5.6, 6400, 24.

Хочу показать два одинаковых снимка, снятых на разных ИСО. Как ни странно, я особой разницы не вижу. Ну, может, в тенях снимок с ISO 100 чуть лучше.

Продолжаем путешествие. Мы посмотрели рождественскую ярмарку во Франкфурте-на-Майне и автомобильный музей «Classic Remise Düsseldorf». Теперь перенесемся в славный город Кёльн.

Фото 31. Снимаем через окно автомобиля — видно, что сфокусировался не на машине, а на здании вдали, чем испортил кадр. 1/100, -0.67, 5.6, 640, 70.

Конечно же, Кёльн знаменит своим Собором. , я говорил, что нужно поставить цель посетить все здания, представленные там, наяву. Кроме Статуи Свободы в Нью-Йорке, Кёльнский собор — вторая галочка.

Заходим внутрь Собора. Не знаю, можно ли там использовать штатив, но хотелось бы, так как в помещении очень темно. Приходится фотографировать с рук, установив максимально возможную выдержку для съемки без смаза. После обработки фото выглядит вполне прилично.

Согласно таблице №6 «Соотношение выдержки, диафрагмы и ИСО», если бы я, в свое время, выбрал более темный зум Nikon 24-120 f/4,0, пришлось бы «задрать» ИСО до H1.

На открытой диафрагме мое светосильное стекло даже позволило сфотографировать витражи Кёльнского Собора с рук, не теряя в качестве изображения.

При съемке на темный тревел-зум Nikon 28-300mm Вам пришлось бы устанавливать ISO на 2500 единиц (при f/ 5,6)

Не могу уже придумать, чем прокомментировать остальные снимки с экскурсии в Кёльнский Собор, просто посмотрите на разницу при съемке в темном помещении и на улице.

Через дорогу от Собора находится пивной ресторан. Грех было сюда не зайти, чтобы не отведать бокал-другой кёльнского кёльша. Еще одно испытание для моего светосильного репортажника Никон 24-70мм f/2.8.

Фото 39. Да уж, малая ГРИП — беда… 1/250, 2.8, 6400, 70.

Такой вот долгий путь я нашел, чтобы похвастаться своей поездкой на арендованной машине по Германии. Шутка! Если серьезно, то примеры снимков в сегодняшнем отчете, на мой взгляд, показывают, что у полнокадровой камеры Никон Д610 рабочее ИСО составляет до 5600 единиц, на 6400 получаем уже «пластилин». Ну, а светосильный объектив — хорошее подспорье для съемки фотографий в условиях недостаточного света.

Раз уж снимки у меня с новогодним настроением, то воспользуюсь случаем, чтобы вас поздравить, друзья. Желаю, чтобы в ваших семьях в следующем году все было замечательно, ваше хобби не разорило семейный бюджет (что обеспечить трудно, так как светосильная оптика стоит денег), а также радовало вас и ваших близких. С Новым Годом, други мои!

P.S. Надеюсь, что эта статья поможет новичкам понять, как получить классные новогодние снимки. Выхода тут два: либо бежать в магазин за светосильной оптикой, либо за внешней вспышкой, которая позволит получить короткую выдержку даже с темным объективом.

или О выдающихся характеристиках дискретного штатника

Вспоминая

Современное забвение дискретного 50-мм объектива обратно пропорционально его популярности, которую он переживал несколько десятилетий назад. В то время не было доступных зум-объективов, хотя появление (изобретение) вариообъективов (для кинематографа) относится вообще к началу 20 века. Первый зум для фотографов Voigtländer Zoomar 36-82/2.8 был выпущен лишь в 1959 году. Однако вплоть до конца 1970-х годов зумы были не особенно популярны, - по оптическим характеристикам они проигрывали «фиксам» и были существенно дороже. Ситуация изменилась в 1980-х годах и пришлась на конец т.н. советской эпохи. В результате доступные зум-объективы у нас появились с приходом рынка. Одновременно фотографы стали меньше использовать дискретную оптику, среди которой ключевая модель - «полтинник».

В объективе важен угол поля зрения, а не количество миллиметров в фокусном расстоянии

Его популярность определяется углом поля зрения (40-50°), который примерно равен углу поля зрения человеческого глаза. Хотя следует отметить, что угол каждого глаза по отдельности составляет 120-200°, а зона бинокулярного зрения - до 130°. Однако в данной ситуации для нас важен только центральный угол зрения, который оказывает решающее воздействие на восприятие перспективы.
В результате «полтинником» может называться любой объектив в диапазоне f=45-60 мм. Важен угол поля зрения, а не количество миллиметров в фокусном расстоянии. Кстати, согласно классическому подходу, угол поля зрения определяется диагональю кадра для малоформатного кадра 24х36 мм, где она равна 43,3 мм.

Стандартный объектив

Даже если фокусное расстояние у объектива f=45 мм, то его все равно называют полтинником, или «нормальным» объективом, или стандартным, или штатным. Корректны все термины. Штатный - потому что в свое время его брали как единственный (штатный) объектив к камере. «Нормальный» - не потому, что есть какие-то «ненормальные» объективы, но потому что угол поля зрения и передача перспективы соответствуют взгляду человека. Это и есть «нормальность», или «естественность», как пишут наши зарубежные коллеги - «natural». «Полтинник» обеспечивает наиболее естественную («натуральную») перспективу. Фокусное расстояние «нормального» объектива определяется размерами кадра конкретной камеры. К примеру, в среднеформатных фотосистемах «нормальным» будет объектив с фокусным расстоянием около f=80 мм. Кроме того, «полтинник» является точкой отсчета для остальной оптики. Как вниз - к широкоугольным, так и вверх - к телеобъективам.

«Полтинник» обеспечивает наиболее естественную («натуральную») перспективу

С приходом дешевых китовых зумов произошла подмена понятий. Люди покупают камеры (зеркалки и беззеркалки) со сменной оптикой, фотографируют и удивляются, почему нет значительного превосходства, по сравнению со смартфонами. Причина в том, что по характеристикам камера со штатным зумом мало чем отличается от смартфона. Конечно, если не вдаваться в детали... Отсюда и странное мнение, что смартфон снимает не хуже, чем полноценная камера.

Раньше чаще покупали камеру без объектива, который докупался отдельно. Сейчас бюджетная оптика, как правило, идет в комплекте, отказаться от нее сложно. А когда результат не устраивает, наступает разочарование. Как этого избежать? Очень просто. Снимайте с камеры штатный зум и устанавливайте «полтинник». У него масса преимуществ, его оптическая схема оттачивалась поколениями конструкторов, но главное, что он способен реабилитировать фотографию в глазах молодых поколений, оснащенных мобильной техникой.

Заставляют

«Полтинник» заставляет думать о кадре. Хотя бы потому, что фотограф вынужден ходить ногами, а не стоять на месте, играя кольцом зумирования. На начальном уровне зум вообще вреден. Многие считают, что он только приближает-удаляет. Однако, что важнее, он одновременно изменяет перспективу. А перспективой новички не владеют.

С «нормальной» оптикой можно снимать практически все жанры: пейзаж, портрет, стрит и даже макро - с использованием реверсивного кольца, чтобы установить объектив задом наперед.

Как правило, в «полтинниках» используется простая оптическая схема, отработанная не годами, но десятилетиями. Например, в моем объективе Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA (SEL55F18Z) имеется 5 элементов в 7 группах (угол обзора 43°). В отличие от зумов, где элементы передвигаются, здесь они стоят прочно. В результате обеспечивается резкое изображение, большая светосила и приятное бокэ (у меня 9-лепестковая круговая диафрагма).

«Полтинник» заставляет думать о кадре. Хотя бы потому, что фотограф вынужден «зумировать» ногами

Кроме того, объектив получается легким. Я беру Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA , когда надо сэкономить вес, когда нужно (можно) взять всего один объектив, или когда я не знаю, что буду снимать. Масса моего штатника всего 280 г. «Полтинники» вообще можно рекомендовать в качестве объектива для путешествий.

Как правило, все «нормальные» объективы недорогие. Не будем подробно останавливаться на стоимости, то тот, кто начнет изучать рынок, сразу поймет, что высокие оптические характеристики предлагаются за очень разумную цену.

Светосильный полнокадровый объектив Sonnar T* FE 55mm F1.8 ZA (SEL55F18Z, байонет FE). Оптическая схема: 7 элементов в 5 группах, включая 3 асферических. Многослойное просветляющее покрытие Carl Zeiss T* сокращает количество засветов и бликов, играет значительную роль для повышения точности цветопередачи и контрастности изображения. Круговая 9-лепестковая диафрагма. Минимальная дистанция фокусировки 0,5 м. Минимальная диафрагма f/22. Используется внутренняя фокусировка. Габариты 64х71 мм, масса 281 г. Диаметр под фильтр 49 мм. Металлическая пыле/влагозащищенная конструкция.

Пользователи очень высоко отзываются об объективе: «Резкий, замечательный контраст и отличная цветопередача, хорошая устойчивость к контровому свету, фокусировка достаточно быстрая, компактный, легкий, хороший конструктив».

Светосила

Одна из ключевых характеристик «полтинников» - светосила. Все они имеют максимальную диафрагму не менее f/2.8, что обеспечивает результат значительно лучше, чем у бюджетных зумов f/3.5-5.6. Как правило, выигрыш оказывается в несколько ступеней диафрагмы, или в 6-8 раз больше поступающего света.

В то же время со светосилой нужно не переборщить. При больших значениях диафрагмы уменьшается глубина резко изображаемого пространства. На f/1.2 это значение (при съемке с близкой дистанции) будет всего... 1-2 сантиметра. Конечно, можно прикрыть диафрагму, однако это не аргумент, поскольку подобные объективы приобретают именно из-за высокой светосилы. Тем не менее выбирая, например, между 50/1.0 и 50/1.4, не стоит гнаться за уникальными характеристиками первой модели (кстати, дорогой).

В «полтинниках» используется простая оптическая схема, отработанная не годами, но десятилетиями

Здесь мы подошли к очень сложной теме, которую обозначим, но детально раскрывать не станем. Во-первых, есть геометрическое значение диафрагмы (относительное отверстие) и фактическое. То есть при указанном значении f/2.8 количество именно фактически поступающего света будет меньше, если только в оптической схеме не используются просветляющие покрытия (но полноценного значения f/2.8 достичь невозможно). Например, в объективе Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA применяется легендарное многослойное просветляющее покрытие Carl Zeiss T*. Во-вторых, не у всех объективов на максимальном значении диафрагмы получается резкое изображение. У объектива Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA максимальная диафрагма является уверенно рабочей - изображение резкое.

Вообще «полтинники» можно встретить со следующими значениями диафрагмы: f/2.8, f/2.5, f/2.0, f/1.8, f/1.7, f/1.4, f/1.2, f/1.0, f/0.85, f/0.95, f/0.75 и даже f/0.7! В 1960-х годах компания Carl Zeiss разработала для NASA десять сверхсветосильных объективов Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7, чтобы фотографировать обратную (темную) сторону Луны (1966). Шесть поступили в NASA, один оставила себе сама компания Carl Zeiss, а три были проданы режиссеру Стэнли Кубрику. Например, он использовал такой объектив во время съемки фильма «Барри Линдон» (1975), что позволило Кубрику снять сцены с единственным источником света в виде обычных свечей. К слову, каждый объектив для астронавтов обошелся в один млн. долларов. Кубрик попросил сделать ему бюджетные варианты...

1/400 c, f/2.5, ISO 400

Все фотографии сделаны с объективом Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA

1/160 c, f/10, ISO 100

Все фотографии сделаны с объективом Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA

Вам также будет интересно:

Прохождение игры «Zастеколье: Теперь ты в компьютере» («Застеколье: Теперь ты в компьютере») для PC Лаборатория волновой физики
Описание ПК игры: Что делать, если ты устал шариться в Интернете, слушать постоянные...
Что делать, если у интернета Yota плохой сигнал
Yota не работает и нам часто приходится разбираться в этой проблеме и искать причины сбоя в...
Вирус Petya: все, что вам нужно знать об этом вирусе
Добрый день, друзья. Совсем недавно мы с вами разбирали вирус шифровальщик WannaCry ,...
Правильные настройки World of Tanks – залог эффективности!
Самая популярная игра, "белорусское чудо", игра всех времен и народов. Как только не...
По citrix receiver получило поврежденный ica файл
Резюме файла ICA Расширение файла ICA имеет один тип (-ов) файла (-ов) и связано с один...