Интернет. Социальные сети. Антивирусы. Мультимедиа

Публикации Разрешение изображения для печати

Epf Расширение файла. Чем открыть epf? Редактирование epf

PIN Master – надежный способ хранения паролей от кредиток

Обзор мобильных приложений для персонального финансового учета Финансовый менеджер для андроид

Спутниковый интернет «Триколор ТВ

Huawei Ascend W1 - Технические характеристики Мобильная сеть - это радио-система, которая позволяет множеству мобильных устройств обмениваться данными между собой

Nikon D80: новая D-SLR камера $1000 уровня

Какие танки самые лучшие в World of Tanks?

Игры майнкрафт Как хорошо играть в майнкрафт

Как проверить порядочность (скрытый пул) в Dota2 Команда на скрытый пул

Обзор игровой мыши Bloody Gun3 V5 A4Tech Скачать bloody v5 крякнутый

Частный компьютерный мастер Молитва псалом 90 на русском языке

Как бесплатно пользоваться Интернетом: проверенные способы

Вирус Petya: все, что вам нужно знать об этом вирусе

Правильные настройки World of Tanks – залог эффективности!

Что маркетологам нужно знать о персонализации? Процесс персонализации человека Как узнать, что персонализация работает

Персонализация

(от лат. persona - личность) - процесс, в результате к-рого получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступить в общественной жизни как . Сущность П. заключается в действенных преобразованиях интеллектуальной и аффективно-потребностной сферы личности другого человека, к-рые происходят в результате деятельности индивида . Понятие П. в этом значении введено В.А.Петровским. в П. (потребность быть личностью) - не всегда осознаваемая глубинная основа многих форм общения между людьми (альтруизма , аффилиации , стремления к самоопределению и общественному признанию и др.). Единственный эффективный путь удовлетворения потребности в П. -деятельность, поскольку именно посредством своей деятельности человек продолжает себя в других людях, транслирует другим свою . Способность к П. представляет собой совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, к-рые позволяют ему осуществлять социально значимые деяния , преобразующие других людей. Способность к П. обеспечивается богатством индивидуальности субъекта, разнообразием средств, с помощью к-рых он может в общении и деятельности осуществлять персонализирующее . Во многих экспериментальных работах выявлено, что П. субъекта происходит при условии его значимости для другого, референтности и эмоциональной привлекательности. При других условиях П. отсутствует. Экспериментально показано (см. ), что полноценное и социально-позитивное проявление способности к П. обнаруживается в общностях такого типа, как , тогда как в группах низкого уровня развития П. одного человека (лидера ) может оказаться причиной деперсонализации остальных людей.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Персонализация

Процесс, в результате коего субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступить в общественной жизни как личность. Сущность персонализации - в действенных преобразованиях сферы интеллектуальной и аффективно-потребностной другого человека, происходящих в результате деятельности индивида. Понятие в этом значении введено В. А. Петровским.

Поскольку единство понятий «индивид» и «личность» не означает их тождественности, возникают различные парадоксы персонализации:

1 ) теоретически возможно существование индивида, не реализовавшего себя как личность (например, который в силу каких-то обстоятельств оказался исключенным из социального взаимодействия); с другой стороны, возможно существование «личности» (в этом случае квазиличности) вне (без) индивида (например, некие мифические или литературные персонажи), причем преобразующее влияние исторической квазиличности может оказаться не менее действенным, чем влияние иного реально жившего человека;

2 ) возможна как деперсонализация творца (архитектора, изобретателя и пр.) в результате отчуждения продукта труда от его создателя, так и персонализация посредством присвоения плодов чужого труда; персонализация возможна не только как следствие приписывания себе чужих заслуг, но и как «трансляция» своих недостатков и ошибок кому-то другому;

3 ) третий парадокс связан с проблемой бессмертия личного (с позиций материализма): если личность не сводится к ее представленности в конкретном индивиде и продолжается в других людях, то со смертью индивида она не исчезает полностью.

С помощью феномена персонализации можно объяснить многие переживания людей, вызванные трагичностью разрыва между сохраняющейся у них персонализацией индивида и его материальным несуществованием. В подобной ситуации целостная структура личности оказывается разрушенной, сохраняется лишь одно звено - отраженная субъектность индивида как результат его персонализации.

Человека характеризует разная степень выраженности потребности и способности к персонализации. Потребность в персонализации - потребность быть личностью - это не всегда осознаваемая глубинная основа многих форм общения между людьми (альтруизма, аффилиации, стремления к самоопределению и признанию, и пр.). Единственный эффективный путь удовлетворения потребности в персонализации - деятельность, ибо именно посредством деятельности человек продолжает себя, «транслирует» другим свою индивидуальность.

Способность к персонализации - это совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, кои позволяют ему выполнять социально значимые деяния, преобразующие других людей. Она обеспечивается богатством индивидуальности субъекта, разнообразием средств, посредством коих он может в общении и деятельности выполнять персонализирующее воздействие. Во многих экспериментах выявлено, что персонализация субъекта происходит при условии его значимости для другого, референтности и эмоциональной привлекательности. В иных условиях персонализация отсутствует.

Экспериментально показано (см. ), что полноценное и социально-позитивное проявление способности к персонализации обнаруживается в общностях такого типа, как коллектив; в группах низкого уровня развития персонализация одного человека (лидера) может стать причиной деперсонализации остальных.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Синонимы :

Книги

  • iPhone 5. Наглядное руководство , Харт-Дэвис Гай. О чем эта книга Эта книга доступно рассказывает обо всех особенностях и возможностях iPhone 5 начиная с простых опций, таких как его включение и загрузка, выбор данныхдля синхронизации и…

 Эта статья по методике преподавания и педагогике . Авторами публикации являются Крупенин А. и Крохина И. Материал взят из книги "Эффективный учитель". Вы можете по этой теме. Копирование материала разрешено с указанием прямой ссылки на сайт и только с согласия пользователя, разместившего материал, или администрации ресурса.

Давайте теперь попробуем разобраться, что же стоит за стремлением человека удовлетворить свои межличностные потребности, почему воз-никают проблемы в этих областях, что способствует выра-ботке различного отношения к жизни. Для этого нам при-дется ввести три личностных измерения - интрапсихологическое, интерпсихологическое и метапсихологическое.

В первом измерении личность рассматривается как ин-дивидуальность, как то, что отличает ее от другого челове-ка. Здесь представлены качества личности, данные челове-ку от рождения. Это - скорость реакции, темперамент, чувствительность - острота зрения, болевая чувствитель-ность и пр., ум и т. д. Этот ряд Вы можете продолжить сами.

Во втором измерении оказываются такие черты лич-ности, которые возникают у человека в процессе его взаи-модействия, общения с другими людьми. Например, грубость. Представьте себе человека, который попал на необитаемый остров. Можем ли мы о нем сказать, что он грубый? Очевидно, нет, так как грубым человек может быть только по отношению к другому человеку, но не к себе самому. То же самое относится к таким чертам личности, как дружелюбие, общительность, конформизм, стремление к лидерству, стремление к подчинению, стремление к принадлежности к группе и т. п.

Таким образом, мы нашли, что человек может обладать такими чертами, которые возникают у него только при на-личии второго хотя бы человека. Что это означает? То, что «пространство личности» больше его физического тела, в него попадают и такие черты, которые находятся вне чело-века, а расположены как бы между людьми, в межиндивидуальном пространстве.

Наконец, третье измерение личности. Как вы считае-те, может ли человек воздействовать на других людей нетолько в непосредственном общении, на виду друг у друга, но и после этого непосредственного общения? Или более того, в пределе - возможно ли влияние личности на дру-гих людей даже после ее смерти?

О чем в данном случае идет речь? В процессе Вашего взаимодействия с любым человеком - например, когда вы в качестве родителя беседуете с педагогом своего чада, у вас складывается определенное представление об учителе, его образ. Причем не просто его зрительный образ. Вы можете на какой-то период с достаточной достоверностью прогнозировать действия данного педагога , то, что и как он будет рассказывать вам о поведении вашего ребенка и его отметках. Вы можете судить об учителе как о личности.

Теперь представим ситуацию: излагаемые учителем сооб-ражение о воспитании, о роли родителей и семьи в этом процессе настолько сильно подействовали на Вас, что изменили ваши представления о себе как родителе, об осо-бенностях ваших взаимодействий с детьми и супругом. В этом случае влияние учителя на Вас будет продолжаться и после того, как Вы уйдете из школы. Иными словами, можно говорить о воздействии «идеального образа» учителя или его «персонализации» в вас.

Все это и в еще большей степени относится к людям, с которыми вы постоянно общаетесь - к супругам, детям, родителям, коллегам. Их воздействия, приводящие к изме-нению Вашей интеллектуальной сферы, Ваших эмоций, яв-ляются их персонализацией в Вас, равно как и Вы персона-лизируетесь в них. То есть личность можно определить и со стороны тех изменений, которые человек производит в лич-ностях других людей.

Из сказанного следует важный для нас вывод: информа-ция, навыки, знания не усваиваются детьми сами по себе - они воспитываются только в комплексе с личностью родителя либо учителя. Вспомните свое школьное детст-во - различные предметы нравились вам не сами по себе, привлекали в основном не своим содержанием, а в зависи-мости от того, какой учитель их преподавал. Ребенок не раскладывает по палочкам знания у себя в голове, но персона-лизирует их как принадлежность идеального образа учителя.

Существует потребность человека в персонализацин - потребность продолжать себя в других, потреб-ность «быть личностью».

Объективно потребность в персонализации - потреб-ность себя в других, воздействия на другого путем создания у него до лговременных образов себя, стремле-ние вкладывания себя в других - может переживаться чело-веком субъективно как потребность славы, дружбы, уважения, лидерства, внимания и т. п. Эта потребность выступает в ос-новном неосознанно, преломляясь через другие нужды.

Человек персонализируется не в «бездушном пространст-ве общения душ», а в конкретной деятельности и общении, когда демонстрирует другому различные стороны своей лич-ности. Возможна ситуация, когда потребность в персоналииэапии интенсивна, но существует дефицит средств персонализации - у человека нет оригинальных мыслей, остроумия, доброты, воли и т. п. - словом, того, что называют «богатством души». Тогда, зачастую, используют кажущийся эффективный но, по сути, тупиковый путь алкогольного опьянения. Не случайно главный вопрос алкоголика «Ты меня уважаешь?» (т. е. есть ли что-нибудь от меня к тебе?). Он буквально домогается быть персонализированным в другом - авторитетным, понимаемым и принимаемым во всем блеске своих исключительных достоинств, ума и бла-городства, которые он сам в себе ощущает. Однако у окру-жающих отсутствует готовность принять этот дар алкоголика. Как можно преодолеть это препятствие? Алкоголик, для которого спиртное равноценно жизни, необычайно легко делится им с собутыльником и беспокоится, если в компании оказывается трезвый. Алкоголику необходимо снизить ба-рьер, препятствующий персонализации, а это можно сде-лать, только напоив другого и уравняв его с собой на нача-лах взаимной квазиперсонализации. Почему «квази»? По-тому, что никакого изменения личности пьяница не произ-водит - нет соответствующих средств. Способность к ин-тимному общению, внешние признаки персонализации алкоголик получает лишь в момент опьянения, но когда он трезвеет, исчезает и персонализация и все надо начинает сначала.

Таким образом, существует не только потребность в персонализации, но и способность к персонализации. Последняя имеет огромное значение, поскольку из двух партнеров человек предпочтет того, кто, при прочих равных условиях, обеспечит ему максимальную персонализацию.

Очень интересен в этом плане опыт обучения в Древней Греции. По словам Ксенофонта: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится». Воспитание в Греции мыслилось как исключительно глубоко личностное общение, в котором старший должен быть наставником, идеалом младшего, который, в свою очередь, должен был испытывать чувство любви к старшему.

Для персонализации недостаточно лишь активности одного человека, необходима встречная активность другого, его готовность принять персонализацию. Эту готовность можно стимулировать. Необходимым условием персонализации яв-ляется межличностный контакт. Контакт - особая форма влияния, являющаяся симметричной - то есть, для персонализации одного человека в другом недостаточно транс-ляции первым своей индивидуальности второму, необходима также встречная небезучастность другого человека, направлен-ная на присвоение, личностное осмысливание индивидуальных особенностей первого. В контакте оба человека проявляют ак-тивность, результатам которой и является персонализация.

Для нас важно, что потребность в персонализации, пре-ломляясь в поведении человека, выступает и в области удов-летворения им межличностных потребностей, в каждой из которых он стремится персонализироваться в окружающих. При этом у него могут возникать проблемы в случае собст-венной неспособности персонализироваться в другом чело-веке, в случае неспособности другого принять эту персона-лизацию и в случае, когда человек не воспринимает призна-ки персонализации себя в другом - персонализационная слепота (сюда же, вероятно, следует отнести случаи ложной персонализации - персонализациоиной иллюзии, когда че-ловеку мнится, что он персонализировался в другом, хотя на самом деле этого нет).

Мы можем сказать, что персонализации образует еще один, кроме культурной и социальной, тип связи между людьми, который отличает человеческое общество от лю-бого другого животного общества. Представьте себе незри-мую и зачастую неосознаваемую сеть, пронизывающую со-циум-личностную связь. Здесь и запечатленные и продол-жающие жить в нас люди прошлых поколений, и наши современники. Мы можем говорить о персонализационном единстве общества и о том, что выпадение из этого единст-ва разрушает неповторимость личности человека.

Тогда, вероятно, становится понятным, почему самым страшным наказанием в прошлых веках считалась не смерт-ная казнь, а сословный остракизм - лишение дворянства, купеческого, мастерового и другого званий. Ведь человек обладал персоналкзационными навыками, пригодными лишь для своей среды, и насильственное перемещение его за рам-ки собственного сословия лишало его возможности персо-нализации, что, очевидно, чревато тяжелыми психическими срывами и горше смерти...

Возможно, что особые, «местные» способы персонализа-ции могут являться одной из причин ксенофобии.

Давайте теперь попробуем рассмотреть филогенез персо-нализации. Можно предположить, что на самых ранних этапах становления человеческого общества проблем, связанных с персонализацией, было совсем мало. Высокая вариативность реагирования и такая же высокая подражательность древ-него человека способствовали тому, что любые девиации поведения одного индивида делались достоянием всей груп-пы, что, с одной стороны, способствовало выживанию Хомо сапиенс, а с другой - закрепляло эту самую персонализа-цию как отличительную черту человека. Таким образом, к моменту дифференциации общества люди уже не могли жить без этой «привычки».

Усложнение общественной структуры привело к первым затруднениям с персонализацией - утратилось равенство членов группы. В племени появились вожди, шаман, воины, охотники, скотоводы, земледельцы. К этому необходимо добавить обязательную поло - возрастную дифференциацию. Жизнь стала требовать от человека выполнения различных функций в зависимости от его возраста и занимаемого поло-жения в племени, он стал играть различные социальные роли. И сразу возникла проблема выбора - чем из всего этого сложного поведенческого набора должен персонализиро-ваться человек? И тем ли персонализировался, чем хотел?

Общество стремилось унифицировать персонализацию: запечатлеться должен вождь как таковой, а не вождь осо-бенный. Общество всегда стремится к усредненности и мо-нотонности, хотя двигают общественное развитие именно выдающиеся его элементы. Обществу желательно, чтобы был просто Вождь, ну, в лучшем случае № 1, № 2, № 3 и т. п.

Точно так же должны были быть «Жрец», «Воин», «Ре-месленник», «Землепашец» и т. п. Однако так не получа-лось, члены племени персонализировались как раз своим отличием от других исполнителей тех же ролей.

Особенно ярко эта тенденция проявилась в более позднее время в номерах королей и императоров. «Номерные» пра-вители стремились завоевать особенное имя, вроде «Гроз-ный», «Львиное сердце».

Общественная жизнь усложнялась. Появились рабы и рабовладельцы, феодалы и крепостные, рабочие и капита-листы. Возникло уникальное психическое образование, ко-торое мы называем «личностью».

Личность, если можно так сказать, становилась век от века все сложнее и сложнее, все тоньше и дифференциро-ваннее (желающие подробно ознакомиться с этим процес-сом могут обратиться к трудам по исторической психоло-гии). Человек, оставаясь членом общества и живя в нем, все более от этого общества обособлялся, становился более свободным, самостоятельным, самодеятельным, ибо только так он мог выжить в этом новом сложном мире.

Однако полученная свобода несла не только радости. Общество уже не могло гарантировать статусную персонализацию. Теперь мало быть вождем, князем, бизнесменом, президентом, чтобы наверняка запечатлеться в других лю-дях. Нужна личностность.

Конечно, общество прилагало все усилия, чтобы облег-чить своим членам взаимную персонализацию. Создавались и развивались специальные стереотипизированные формы взаимодействия, призванные обеспечить этот процесс. Сюда относятся уже рассмотренные нами ритуалы, времяпрепро-вождения, операции, дружба, любовь. Все они явились гени-альным изобретением. В принципе, их вполне достаточно для создания общественной персоналзационной сети, если бы...

Если бы общество состояло только из принцев и прин-цесс. Им эти способы взаимодействия позволяют персонализовываться в других людях и ощущать свою персонализованность в них, а также персонализовывать самим в себе других людей. Но общество состоит не только из принцев. В нем есть еще и лягушки. А каждая лягушка обладает каким-либо дефектом персонализации - либо сама не спо-собна к этому, либо не замечает своей персонал изо ванности, либо не персонализует других, либо подвержена иллю-зиям персонализации.

К этому стоит добавить, что, поскольку каждый из ука-занных типов взаимодействия удовлетворяет определенную межличностную потребность, то и персонализация происхо-дит именно в этой сфере - признании, приятии, контроле. А у каждой лягушки могут быть затруднения в любой, либо во всех одновременно областях, что делает #возможность персонализации лягушек очень проблематичной.

Коричневые лягушки и их серые собратья испытывают большие затруднения как в собственной персонализации, так и в персонализации в себе других людей и подвержены персонализационным слепоте и иллюзиям. Это понятно, так как любой другой человек для них - нехороший, а у него ни взять ничего нельзя, ни давать ему ничего не стоит, ведь он - никто. Зеленые лягушки могут персонализовать в себе других, поскольку другие - хорошие, но с собствен-ной персонализацией трудно, тут и персонализационная сле-пота и иллюзии.

Коричневые и серые лягушки могут различаться стра-тегией поведения при неудачной персонализации. Для пос-ледних характерен уход, отказ от дальнейших попыток, первые же пытаются навязать свою персонализацию, даже силой. В этом смысле преступление - насилие и, в крайнем слу-чае, убийство - специфические способы персонализации силой в другом человеке, поскольку только в такой экстре-мальной ситуации лягушке этого типа удается запечатлеться в другом, получить свидетельство своего существования.

Это, последнее, пожалуй, самое важное в персонали-зации - потребность повсюду оставлять свои следы, по-требность преобразовывать мир по своему образу и по-добию. Когда мы общаемся с другим человеком, он немного меняется и становится чем-то неуловимо похож на нас и только в этом случае мы получаем наибольшее удовлетво-рение от общения, говорим, что нас поняли (заметили, оце-нили, любят и т. д.). Если нам не удалось изменить друго-го человека, сделать его похожим на нас, то мы крайне недовольны таким общением, говорим, что этот человек не понял нас, что он неинтересный (глупый, ограниченный, холодный, враждебный, нелюбящий и т. п.). Чем больше людей нам удается сделать похожими на нас, персонализироваться в них, тем лучше мы себя чувствуем.

Для того, чтобы обеспечить себе хотя бы минимальный уровень персонализации, люди обычно женятся и заводят детей - уж в супруге и детях я наверняка смогу запечат-леться! Поэтому понятна особая эмоциональная напряжен-ность семейных отношений там, где персонализироваться чле-нам семьи не удается. Люди с повышенной потребностью в персонализации выбирают профессии, связанные с особыми возможностями оставить след, прежде всего, преподавание (а также армию, где возможность персонализации, как им кажется, связана с чином).

Таким образом, в наибольшей степени имеют возмож-ность персонализоваться в других людях и персонализировать их в себе принцы, которым для этого не требуется произво-дить каких-то специальных, особых, не связанных с их ес-тественным поведением действий.

Возможности персонализации у лягушек в значительной степени затруднены. Для этой цели им необходимо осу-ществлять специальные усилия, связанные, в основном, с «силовыми» методами, что предопределено асимметричнос-тью персонализации, сложностью персонализации в других, трудностями персонализации других в себе, невозможнос-тью ни того, ни другого и нарушениями в восприятии ре-зультатов персонализации.

Однако общество и здесь нашло средства облегчения жизни своим членам. Был изобретен особый способ стерео-типизированного взаимодействия, правда, несколько похо-жий на эрзац других отношений, позволяющий снять персонализационное напряжение у лягушек.

Этот способ в действительности не обеспечивает персо-нализацию участников, а лишь создает видимость, иллюзию персонализации, но, тем не менее, он работает и позволяет людям жить. Конечно, использующие его лягушки так и остаются лягушками и всю жизнь депривируются от ощу-щения счастья, однако и они получают временами какое-то удовольствие от контактов. Этот способ Берн назвал «иг-рами».

Игра может заменять лягушке все другие виды взаимо-действия. Игра - это извращенной способ взаимодейст-вия. Извращенный потому, что в нем все межличностные, потребности преобразуются в одну - в потребность кон-троля. И человек прибегает к силе, если хочет признания, прибегает к силе, если хочет приятия, и опять-таки, прибе-гает к силе, если хочет контроля. Независимо от вида по-требности и жизненной ситуации, игра предлагает только один - силовой - вариант решения. В этом ее ущерб-ность, но в этой же простоте - и привлекательность.

Книга "Эффективный учитель"

(от лат. persona - личность) - процесс, в результате к-рого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступить в общественной жизни как личность . Сущность П. заключается в действенных преобразованиях интеллектуальной и аффективно-потребностной сферы личности другого человека, к-рые происходят в результате деятельности индивида . Понятие П. в этом значении введено В.А.Петровским. Потребность в П. (потребность быть личностью) - не всегда осознаваемая глубинная основа многих форм общения между людьми (альтруизма , аффилиации , стремления к самоопределению и общественному признанию и др.). Единственный эффективный путь удовлетворения потребности в П. -деятельность, поскольку именно посредством своей деятельности человек продолжает себя в других людях, транслирует другим свою индивидуальность . Способность к П. представляет собой совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, к-рые позволяют ему осуществлять социально значимые деяния , преобразующие других людей. Способность к П. обеспечивается богатством индивидуальности субъекта, разнообразием средств, с помощью к-рых он может в общении и деятельности осуществлять персонализирующее воздействие . Во многих экспериментальных работах выявлено, что П. субъекта происходит при условии его значимости для другого, референтности и эмоциональной привлекательности. При других условиях П. отсутствует. Экспериментально показано (см. принцип отраженной субъектности), что полноценное и социально-позитивное проявление способности к П. обнаруживается в общностях такого типа, как коллектив , тогда как в группах низкого уровня развития П. одного человека (лидера ) может оказаться причиной деперсонализации остальных людей.


  • Словарь бизнес терминов

  • - процесс занесения на пластиковую карточку данных, позволяющих идентифицировать саму карточку и ее держателя, а также осуществить проверку платежеспособности карточки при приеме ее к оплате или выдаче наличных...

    Финансовый словарь

  • - "...персонализация - процедура нанесения на платежную карту и запись в память микропроцессора, на магнитную полосу платежной карты информации, предусмотренной правилами участников расчетов;.....

    Официальная терминология

  • - "... - оформление внешнего вида социальной карты и запись в память и на магнитную полосу персональных данных держателя социальной карты и других данных в соответствии с установленными требованиями.....

    Официальная терминология

  • - "... - оформление внешнего вида транспортной карты и запись в память транспортной карты данных в соответствии с установленными требованиями..." Источник: РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса МО от 19.03...

    Официальная терминология

  • - ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ и, ж. personnalisation f. Но в задаче высшего сорта, которая не может быть партийно-ограниченной в решительной персонализации и истинной эмансипации. Е. Дюрин Еврейский вопрос. // МГ 1998 9 326...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

"персонализация" в книгах

4 Массовая персонализация

Из книги Экономика впечатлений. Работа - это театр, а каждый бизнес - сцена автора Пайн Джозеф Б

4 Массовая персонализация Вы можете вспомнить, когда в последний раз вы получили плохое обслуживание – в ресторане, в автомастерской или, может быть, у стойки авиакомпании в аэропорту? Для многих из нас подобные испытания образуют самое стойкое впечатление о компании, и

Не конфиденциальность, а персонализация

Из книги Ctrl Alt Delete. Перезагрузите свой бизнес и карьеру, пока еще не поздно автора Джоэл Митч

Не конфиденциальность, а персонализация Что происходит в чистилище с информацией, конфиденциальностью и отношением пользователей к виртуальному миру? Все просто: спросите человека, хочет ли он, чтобы за ним следили, и он инстинктивно ответит: нет, не стоит вторгаться в

Персонализация агента

Из книги Озарение. Как выйти за границы привычного и увидеть в переменах новые возможности для бизнеса автора Буррус Даниэль

Персонализация агента Электронные агенты будут пользоваться нейронно-сетевой технологией, чтобы с каждым разом узнавать о вас все больше.С появлением сверхинтеллектуальных агентов эти возможности поднимутся на новый, более высокий уровень. Представьте себе, что вы

4. Персонализация

Из книги Взрыв обучения: Девять правил эффективного виртуального класса автора Мердок Мэттью

4. Персонализация Итак, вы изучили платформу, посмотрели на экспертов в деле и нашли время, чтобы опробовать полученные знания на практике. Теперь вы можете персонализировать собственный курс, добавив в него свой стиль и оригинальное содержание. Пусть он станет вашим

Персонализация настроек

Из книги автора

Персонализация настроек После базовой инсталляции Elastix и настройки безопасности можно приступать к персонализации системы – к настройке телекоммуниционных функций, включающей следующие этапы: настройка учетных записей SIP-телефонов (Extensions) настройка линий

Оформление и персонализация

Из книги Windows Vista. Мультимедийный курс автора Мединов Олег

Оформление и персонализация Следующая группа настроек, расположенная в панели управления, – Оформление и персонализация. Настройки Рабочего стола и тем оформления с помощью элементов управления средства Оформление и персонализация уже рассматривались ранее. В эту

Персонализация

Из книги Реестр Windows 7 автора Климов Александр Петрович

Персонализация В контекстном меню Рабочего стола есть команда Персонализация, которая открывает окно настроек Рабочего стола: темы, фон рабочего стола, цвет окон, звуковые схемы (рис. 2.21). Рис. 2.21. Окно персонализацииОбычно каждый пользователь настраивает систему для

Оформление и персонализация

Из книги Windows Vista автора Леонтьев Виталий Петрович

Оформление и персонализация Пожалуй, самое большое преимущество интерфейса Windows заключается в громадном количестве инструментов для его изменения и настройки.Словечко «персонализация» вошло в оборот совсем недавно, с появлением Vista – и уже успело стать жутко модным.

Персонализация

автора

Персонализация Впервые понятие персонализации появилось в Windows Vista, и разработчики Windows 7 не стали от него отказываться, а только добавили функциональности. Используя компонент Персонализация, вы сможете влиять на оформление Рабочего стола, прятать или отображать

Глава 7 Персонализация

Из книги Установка, настройка и восстановление Windows 7 на 100% автора Ватаманюк Александр Иванович

Глава 7 Персонализация 7.1. Тема Рабочего стола7.2. Фон Рабочего стола7.3. Цвет окон7.4. Звуки7.5. Заставка7.6. Изменение значков Рабочего стола7.7. Изменение указателей мыши7.8. Изменение рисунка учетной записиПонятие персонализации впервые появилось в Windows Vista. Это набор

Персонализация

Из книги Тонкости реестра Windows Vista. Трюки и эффекты автора Клименко Роман Александрович

Персонализация В данном разделе рассмотрим, каким образом, используя возможности системного реестра, можно изменять режим работы и представление информации в окне Персонализация, открываемом с помощью команды Пуск? Панель управления? Персонализация.Но перед этим

Окно Персонализация

Из книги Компьютер на 100. Начинаем с Windows Vista автора Зозуля Юрий

Окно Персонализация Для настройки Рабочего стола используется новое окно – Персонализация (рис. 2.19), позволяющее легко выполнить индивидуальную настройку интерфейса Windows Vista. Для открытия этого окна щелкните правой кнопкой мыши на любом свободном месте Рабочего стола и

Персонализация

Из книги Курение: Тонкости, хитрости и секреты автора Татура Юрий Васильевич

Персонализация На особые группы могут быть направлены специальные программы. Более высокие уровни персонализации программ интервенций могут привести к большей степени успеха. Персональное внимание может быть оказано в кабинете врача, где медицинский работник

Персонализация неудачи

Из книги Лучше совершенства [Как обуздать перфекционизм] автора Ломбардо Элизабет

Персонализация неудачи Когда говоришь перфекционисту: «Расслабься, не нужно делать все идеально», головой он понимает, что так оно и есть. Но все же из глубины сознания поднимаются мысли: «Если результат не будет идеальным, то дело не удастся. А если дело не удастся,

Персонализация времени

Из книги Революционное богатство автора Тоффлер Элвин

Персонализация времени В недавнем прошлом время упаковывалось стандартными отрезками. «С девяти до пяти» - таков был общий шаблон графика трудового дня для миллионов трудящихся в США. Час или полчаса на обед и определенное количество праздничных дней были нормой.

от лат. persona - личность] - а) процесс, в ходе которого происходит существенное изменение в системе личностных смыслов и поведенческой активности человека в связи с «идеальной», внеактуальной представленностью в его сознании образа другого субъекта; б) сам факт «идеальной» представленности в сознании человека образа «значимого другого»; в) одна из возможных ипостасей - метаиндивидная - существования личности за счет «идеальной» ее представленности в сознании других людей, что обусловливает специфику их эмоциональной и когнитивной сфер и поведенческой активности. В этом значении понятие «персонализация» введено В. А. Петровским. Им же была предложена концепция персонализации, согласно которой индивид, как, прежде всего, субъект межличностных отношений представляет собой своеобразное единство трех ипостасей существования собственно личности и личностности: 1) как относительно устойчивой совокупности интраиндивидных качеств (симптомокомплексы психических свойств, образующие ее индивидуальность, мотивы, направленности личности, структура характера личности, особенности темперамента, способности); 2) как включенности индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе могут трактоваться как носители личности их участников; 3) как «идеальной» представленности индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе за пределами их актуального взаимодействия, как результата активно осуществляемых человеком смысловых преобразований интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер личности других людей. Человек испытывает закономерную, социально детерминированную потребность «быть личностью», то есть быть в максимально возможной степени «идеально» представленным в сознании других людей, прежде всего и более всего, теми своими особенностями, гранями индивидуальности, которые он сам ценит в себе. Потребность «быть личностью» может быть удовлетворена лишь при наличии соответствующей способности. Разрыв, «вилка» между этими потребностью и способностью может привести к серьезным нарушениям процесса личностного развития, качественно искривить линию личностного роста, нарушить общую поступательную направленность движения к подлинной зрелости. Одним из базовых положений данного подхода является утверждение о единстве, но не тождестве понятий «индивид» и «личность», что подразумевает возможность целого ряда артефактных, по сути своей, парадоксальных ситуаций: а) наличие индивида, не являющего личностью (например, в ситуациях жесткой вынужденной изоляции индивид может быть попросту лишен возможности реализовать себя как личность); б) наличие личности при отсутствии индивида (например, ситуация индивидуально-специфического влияния на многих никогда не существовавших людей - персонажей художественных произведений и т. п.); в) потеря личностности творца и отчуждение его от результатов своих деяний и приписывание его заслуг другим лицам (например, различные проявления феномена Цахеса); г) приобретение своего рода личностного бессмертия или, как минимум, значительного пролонгирования личностного существования индивида после его реальной физической смерти (например, феномен «референтной памяти» после потери близкого человека). При этом человек именно через деятельность, а еще точнее, через деяния транслирует свою личностность другим, иногда неосознанно удовлетворяя свою социогенную потребность «быть личностью», потребность в персонализации. В то же время в различных сообществах эта потребность удовлетворяется, как правило, в разной степени. Так, многократно и при этом однозначно в целом ряде экспериментальных работ было показано, что в группах высокого уровня социально-психологического развития возможна персонализация практически всех ее членов, своего рода «стопроцентная взаимосоциализация», а, например, в корпоративных группировках персонализация властной «элиты» чаще всего базируется на откровенной деперсонализации остальной части сообщества.

Следует особо отметить, что в концепции В. А. Петровского персонализация рассматривается не только как индивидуальная, но и как общественная потребность. По словам В. А. Петровского, «потребность индивида быть личностью становится условием формирования у других людей способности видеть в нем личность, жизненно необходимую для поддержания единства, общности, преемственности, передачи способов и результатов деятельности и, что особенно важно, установления доверия друг к другу, без чего трудно надеяться на успех общего дела.

Таким образом, продолжает В. А. Петровский, - выделяя себя как индивидуальность, добиваясь дифференциальной оценки своей личности, человек полагает себя в общности как необходимое условие ее существования, поскольку он производит всеобщий результат, что позволяет сохранять эту общность как целое. Общественная необходимость персонализации очевидна. В противном случае исчезает и становится немыслимой доверительная, интимная связь между людьми, связь между поколениями, где воспитуемый впитывает в себя не только те знания, которые ему передаются, но и личность передающего. На определенном этапе жизни общества эта необходимость выступает в виде ценностно закрепленных форм социальной потребности... Потребность “быть личностью”, потребность в персонализации обеспечивает активность включения индивида в систему социальных связей, в практику и вместе с тем оказывается детерминированной этими социальными связями. Стремясь включить свое “Я” в сознание, чувства и волю других посредством активного участия в совместной деятельности, приобщая их к своим интересам и желаниям, человек, получив в порядке обратной связи информацию об успехе, удовлетворяет тем самым потребность в персонализации»1.

Легко заметить, что, будучи совершенно самостоятельным и завершенным подходом к проблеме личности, концепция персонализации перекликается не только с рядом фундаментальных персонологических теорий известных в зарубежной психологии, в частности, с психосоциальным подходом Э. Эриксона, гуманистическим психоанализом Э. Фромма и рядом других, но и с перспективными социологическими и философскими теориями, такими как концепция социального капитала, основанного на доверии, Ф. Фукуямы. Тем самым, концепция персонализации, в основе своей разработанная еще в советский период, выгодно отличается от традиционных для советской психологии подходов, многие из которых откровенно противопостовлялись (главным образом, по идеологическим и конъюктурным соображениям) общемировым тенденциям в психологической науке и, как следствие, носили умозрительный и догматический характер, будучи совершенно «неудобоваримыми» с практической точки зрения. По сути дела, в условиях тоталитарного общества в психологии личности господствовла педагогическая парадигма - предметом изучения было не то, как развивается реальная личность в реальных условиях, а то как в «идеале» (на тот момент исторически выдержанном) должна развиваться личность абстрактная.

В этой связи совершенно неудивительно, что хотя основные положения концепции персонализации и получили определенное, в том числе и официальное признание в советской науке, она была почти пригнорирована в рамках реальной социально-психологической и педагогической практики.

В советской школе за редким исключением господствовала жесткая авторитарная модель воспитания, в логике которой потребность индивида «быть личностью» не только практически игнорировалась, но и зачастую рассматривалась как откровенно вредная, толкающая развивающуюся личность к неоправданному индивидуализму и эгоистическим проявлениям. Не случайно у детей, чье дошкольное развитие, в силу семейной специфики, протекало в условиях доверительных партнерских отношений со взрослыми и пытавшихся быть «не таким, как все», нередко возникали проблемы с учителями и администрацией школы. Фактически вся учебно-дисциплинарная модель образования была направлена на тотальную деперсонализацию. К сожалению, эта порочная образовательная система до конца не изжита и по сегодняшний день.

В этой связи проблема персонализации представляется задачей первостепенной важности для любого социального психолога-практика и, конечно же, прежде всего, для курирующего образовательную деятельность. Совершенно очевидно, что концепция персонализации позволяет не только понять общие закономерности данного процесса, но и дает в руки практического социального психолога мощные интерпретационные «ключи», позволяющие не только адекватно оценивать позицию каждого конкретного члена курируемого сообщества, с точки зрения удовлетворения его потребности «быть личностью», но и прогнозировать трансформацию самого сообщества в результате личностной персонализации практически каждого конкретного члена.

Это тем более важно, что процесс персонализации индивида, с точки зрения В. А. Петровского не является конечным: «Он продолжается либо в расширении объектов персонализации, появлении новых и новых индивидов, в которых запечатлевается данный субъект, либо в углублении его присутствия в жизни и деятельности других людей»1. Поэтому чрезвычайно важно поддерживать баланс персонализации участников группы в контексте общегруппового развития. В противном случае возникает реальный риск вырождения группы в корпоративное сообщество. Однако решать эту задачу следует не в логике фактической деперсонализации, а за счет обеспечения условий для максимально полной взаимной персонализации всех членов курируемой группы.

Концепция персонализации также позволяет идентифицировать и интерпретировать ряд хотя и артефактных по своей сути, но достаточно часто встречающихся в реальной социально-психологической практике явлений, таких, как Цахеса (развернуто описан в соответствующей статье «Азбуки»), феномен поручика Киже, эффект Кеннеди, и т. п.

Феномен поручика Киже представляет собой крайний случай наличия личности при отсутствии индивида. В результате неразборчивого написания фразы «поручики же» в недрах бюрократической машины родилась и начала жить совершенно самостоятельной жизнью, получая жалование, поручения, продвижение по службе и т. д., фантомная личность - «поручик Киже». В современном обществе подобные фантомы зачастую оказывают отчетливо выраженное влияние не только на отдельно взятых индивидов, но и на целые группы (в первую очередь, молодежные), оказываясь при этом более значимыми с точки зрения идеальной представленности личностями, чем реальные люди. Как показано в исследованиях Е. П. Белинской, А. В. Венидиктовой и др., для молодых людей, особенно тех, чья профессиональная деятельность напрямую связана с компьютерными технологиями и виртуальной реальностью, все чаще высокозначимыми фантомными личностями становятся персонажи компьютерных игр, наделенные такими «личностными» качествами, как повышенная агрессивность, жестокость, всемогущество, бессмертие. Совершенно очевидно, что в своих крайних проявлениях «феномен поручика Киже» представляет реальную угрозу психическому здоровью индивида, а в тех случаях, когда он приобретает массовый характер, и интересам общества.

Эффект Кеннеди имеет место, когда после физической смерти (как правило, насильственной) индивида идеальная представленность и влияние его личности на других людей не только не исчезает, но и существенно усиливается. Дж. Ф. Кеннеди выиграл президентские выборы 1960 г. с минимальным преимуществом. На протяжении президентства его рейтинги ни разу не превысили 50%, перспективы на преизбрание были доволно туманны. Однако сразу же после своей трагической гибели, Д. Кеннеди не только превратился в национального героя, чьим именем назывались корабли, кому были посвящены десятки книг, несколько художественных документальных фильмов и т. п. Для большинства американцев он стал идельным президентом, примером для массового подражания. Более того, выстрелы в Далласе имели подобные последствия не только в США, но и практически во всем мире. Даже в Советском Союзе покойный президент позиционировался пропагандой как «здравомыслящий политик», «сторонник мирного сосуществования», павший жертвой «крайних реакционных кругов США». При этом особенно показательна в данном контексте, естественно, не позиция агитпропа, а реакция рядовых советских граждан, многие из которых прониклись совершенно искренней симпатией к покойному президенту, воспринимавшемуся ими всего несколькими месяцами ранее (в период Карибского кризиса) как агрессор, готовый вот-вот развязать третью мировую войну.

Эффект Кеннеди необходимо, прежде всего, учитывать при принятии решений о физическом устранении или смертной казни по решению суда, руководителей и наиболее одиозных функционеров террористических и экстремистских организаций (в частности, в этом плане казнь Хуссейна в 2006 году может иметь тот же эффект). При определенных условиях такие действия могут реально привести к приобретению ими статуса «мучеников» и кратному увеличению числа их сторонников. Прямой профессиональной обязанностью социальных психологов, специализирующихся в сфере политического консультирования, а также подготовки сотрудников спецслужб и аналитического обеспечения антитеррористических мероприятий, является доведение до сознания лиц, принимающих и реализующих соответсвующие решения, наличия и социально-психологической природы данной угрозы.

И все-таки при всей значимости перечисленных явлений они представляют собой относительно локальные социально-психологические феномены.

Основной же и наиболее универсальной задачей практического социального психолога в контексте рассматриваемой проблематики должно стать стремление достигнуть реальной просоциальной по своей содержательной направленности взаимной персонализации максимального числа членов курируемой им группы или организации.

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ

процесс, в результате коего субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступить в общественной жизни как личность. Сущность персонализации - в действенных преобразованиях сферы интеллектуальной и аффективно-потребностной другого человека, происходящих в результате деятельности индивида. Понятие в этом значении введено В. А. Петровским.

Поскольку единство понятий "индивид" и "личность" не означает их тождественности, возникают различные парадоксы персонализации:

1) теоретически возможно существование индивида, не реализовавшего себя как личность (например, человек, который в силу каких-то обстоятельств оказался исключенным из социального взаимодействия); с другой стороны, возможно существование "личности" (в этом случае квазиличности) вне (без) индивида (например, некие мифические или литературные персонажи), причем преобразующее влияние исторической квазиличности может оказаться не менее действенным, чем влияние иного реально жившего человека;

2) возможна как деперсонализация творца (архитектора, изобретателя и пр.) в результате отчуждения продукта труда от его создателя, так и персонализация посредством присвоения плодов чужого труда; персонализация возможна не только как следствие приписывания себе чужих заслуг, но и как "трансляция" своих недостатков и ошибок кому-то другому;

3) третий парадокс связан с проблемой бессмертия личного (с позиций материализма): если личность не сводится к ее представленности в конкретном индивиде и продолжается в других людях, то со смертью индивида она не исчезает полностью.

С помощью феномена персонализации можно объяснить многие переживания людей, вызванные трагичностью разрыва между сохраняющейся у них персонализацией индивида и его материальным несуществованием. В подобной ситуации целостная структура личности оказывается разрушенной, сохраняется лишь одно звено - отраженная субъектность индивида как результат его персонализации.

Человека характеризует разная степень выраженности потребности и способности к персонализации. Потребность в персонализации - потребность быть личностью - это не всегда осознаваемая глубинная основа многих форм общения между людьми (альтруизма, аффилиации, стремления к самоопределению и признанию, и пр.). Единственный эффективный путь удовлетворения потребности в персонализации - деятельность, ибо именно посредством деятельности человек продолжает себя, "транслирует" другим свою индивидуальность.

Способность к персонализации - это совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, кои позволяют ему выполнять социально значимые деяния, преобразующие других людей. Она обеспечивается богатством индивидуальности субъекта, разнообразием средств, посредством коих он может в общении и деятельности выполнять персонализирующее воздействие. Во многих экспериментах выявлено, что персонализация субъекта происходит при условии его значимости для другого, референтности и эмоциональной привлекательности. В иных условиях персонализация отсутствует.

Экспериментально показано (-> принцип субъектности отраженной), что полноценное и социально-позитивное проявление способности к персонализации обнаруживается в общностях такого типа, как коллектив; в группах низкого уровня развития персонализация одного человека (лидера) может стать причиной деперсонализации остальных.

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ

процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступить в общественной жизни как личность; сущность персонализации заключается в действенных преобразованиях интеллектуальной и аффективно-потребностной сферы личности другого человека, которые происходят в результате деятельности индивида.

Персонализация

лат. persona - личность] - процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступить в общественной жизни как личность. Сущность П. заключается в действенных преобразованиях интеллектуальной и аффективно-потребностной сферы личности другого человека, которые происходят в результате деятельности индивида. Понятие П. в этом значении введено В.А. Петровским. Поскольку единство понятий "индивид" и "личность" не означает их тождественности, возникают различные парадоксы П. Во-первых, теоретически возможно существование индивида, не реализовавшего себя как личность (например, человек, который в силу каких-то обстоятельств оказался исключенным из социального взаимодействия). С другой стороны, возможно существование "личности" (в этом случае квазиличности) вне (без) индивида (например, некоторые библейские персонажи). При этом преобразующее влияние исторической квазиличности может оказаться не менее действенным, чем влияние иного реально жившего человека. Во-вторых, возможна как деперсонализация творца (архитектора, изобретателя и др.) в результате отчуждения продукта труда от его создателя, так и П. посредством присвоения плодов чужого труда. Т.е. П. возможна не только как следствие приписывания себе чужих заслуг, но и как "трансляция" своих недостатков и ошибок кому-нибудь другому. Третий парадокс связан с проблемой личного бессмертия: если личность не сводится к ее представленности в конкретном индивиде и продолжается в других людях, то со смертью индивида личность не исчезает полностью. С помощью феномена П. можно объяснить многие переживания людей, вызванные трагичностью разрыва между сохраняющейся у них П. индивида и его материальным несуществованием. В подобной ситуации целостная структура личности оказывается разрушенной, сохраняется лишь одно звено - отраженная субъектность индивида как результат его П. Человека характеризует разная степень выраженности потребности и способности к П. Потребность в П. (потребность быть личностью) - не всегда осознаваемая глубинная основа многих форм общения между людьми (альтруизма, аффилиации, стремления к самоопределению и общественному признанию и др.). Единственный эффективный путь удовлетворения потребности в П. - деятельность, поскольку именно посредством своей деятельности человек продолжает себя в других людях, "транслирует" другим свою индивидуальность. Способность к П. представляет собой совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, которые позволяют ему осуществлять социально значимые деяния, преобразующие других людей. Способность к П. обеспечивается богатством индивидуальности субъекта, разнообразием средств, с помощью которых он может в общении и деятельности осуществлять персонализирующее воздействие. Во многих экспериментальных работах выявлено, что П. субъекта происходит при условии его значимости для другого, референтности и эмоциональной привлекательности. При других условиях П. отсутствует. Экспериментально показано, что полноценное и социально-позитивное проявление способности к П. обнаруживается в общностях высокого уровня социально-психологического развития, тогда как в группах низкого уровня развития П. одного человека может оказаться причиной деперсонализации остальных людей. В.А. Петровский

Вопрос№7. Раскройте общие закономерности и принципы воспитания.

Принципы воспитательного процесса (принципы воспита-ния) -- это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, рассмотренных нами выше, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспита-тельных задач. Охарактеризуем требования, предъявляемые к этим принципам.

1. Обязательность. Принципы воспитания -- это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного вопло-щения в практику. Грубое и систематическое нарушение прин-ципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но подрывают его основы. Воспитатель, нарушающий требования принципов, устраняется от руководства этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них, как, например, принципов гуманизма, уважения к личности, может быть при-влечен даже к судебному преследованию.

2. Комплексность. Принципы несут в себе требование ком-плексности, предполагающее их одновременное, а не пооче-редное, изолированное применение на всех этапах воспита-тельного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.

3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фунда-ментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую оче-редь, и таких, осуществление которых можно отложить на завт-ра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.

В то же время принципы воспитания -- это не готовые ре-цепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать вы-соких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования прин-ципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена.

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными. Подласый И.П . Педагогика. Новый курс: Учебник. - М.: ВЛАДОС, 1999, Кн. 2, С. 40-41

Принцип природосообразности воспитания . Современная трактовка принципа природосообразности исходит из того, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных про-цессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя. Содержание, методы и формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой диффе-ренциации, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему. У человека необходимо культивировать стремление к здоровому образу жизни и умение выживать в экстремальных условиях. Особое значение имеют развитие планетар-ного мышления и воспитание природоохранного поведения.



Развитие человека и его потребностей необходимо выводить за пределы Я и ближайшего социума, помогая осознать глобальные проблемы человечества, ощутить чувство своей сопричастности природе и обществу, ответственности за их состояние и развитие.

Принцип кулътуросообразности . Этот принцип разрабатывали С. Т. Шацкий, И А. Сухомлинский и др.

Современная трактовка принципа культуросообразности пред-полагает, что воспитание должно основываться на общечелове-ческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур: решать задачи приобщения человека к Различным пластам культуры (бытовой, физической, сексуаль-ной, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной и др.). Цели, содержание, методы воспитания культуросообразны в том случае, если учитывают исторически сложившиеся в конкретном социуме традиции и стиль социализации.

Принцип персонализации . Принцип персонализации педагогического взаимодействия требует отказа от ролевых масок, адекватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков). Сластенин В.А. и др . Педагогика: Учеб. пособие. - М.: «Академия», 2002, С. 291-292

Принцип гуманизации . Он требует: 1) гуманного отношения к личности воспитан-ника; 2) уважения его прав и свобод; 3) предъявления воспитан-нику посильных и разумно сформулированных требований; 4) уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отка-зывается выполнять предъявляемые требования; 5) уважения права человека быть самим собой; 6) доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; 7) ненасиль-ственного формирования требуемых качеств; 8) отказа от телес-ных и других унижающих честь и достоинство личности наказа-ний; 9) признания права личности на полный отказ от форми-рования тех качеств, которые по каким-либо причинам проти-воречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.). Подласый И.П . Педагогика. Новый курс: Учебник. - М.: ВЛАДОС, 1999, Кн. 2, С. 51

Принцип дифференциации . Он предполагает разделение, выделение различных программ. Воспитание каждого человека идет на уровне его способностей и возможностей.

Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) -- это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, рассмотренных нами выше, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решениивоспитательных задач.

Вам также будет интересно:

По citrix receiver получило поврежденный ica файл
Резюме файла ICA Расширение файла ICA имеет один тип (-ов) файла (-ов) и связано с один...
Установка кистей в фотошоп Есть ли универсальный метод открытия неизвестных файлов
Самой частой причиной проблем с раскрытием файла ABR является просто отсутствие...
Зарядное устройство из компьютерного бп
Зарядное устройство из компьютерного БП Если у вас лежит старый блок питания от...
Защита от кз на полевом транзисторе
Предлагаю несколько несложных схем универсальных блоков питания для наладки, проверки и...
За что дают бесплатное золото World of Tanks
В последнее время участились случаи, когда сторонние ресурсы объявляют акции, связанные с...